В первой кораблестроительной программе Советской России еще в 20-х годах пристальное внимание было уделено средним субмаринам, проектируемым для противодействия противнику в прибрежных и внутренних водах.
По названию первой лодки «Щука» проект получил буквенное обозначение «Щ».
Проект «Щука»
Первые лодки серии были заложены на Балтике в 1930 году. Подлодка имела шесть отсеков, разделенных прочными переборками, способными выдержать давление воды в случае затопления соседнего отсека.
Торпедный залп производился из носового и кормового отсеков, оснащенных четырьмя торпедными аппаратами. Второй отсек был предназначен для двух аккумуляторных групп. В третьем отсеке располагался центральный пост управления и командования. В дизельном четвертом отсеке — два дизеля мощностью 600 лс, вспомогательные механизмы и системы. В пятом находились два гребных двигателя мощностью 400 лс и два двигателя экономичного хода. Над центральным постом рубка, на палубе — 45-мм зенитные пушки.
В 1932 году, для переброски на Тихоокеанский флот, разработали «Щ» V серии. Ее перевозили отдельными узлами железной дорогой.
Перед войной на флоты были отправлены: V-бис, V-бис-2, X и X-бис. С каждой серией в проект вносились качественно улучшающие изменения.
До начала ВОВ в составе флотов находились 75 подлодок проекта «Щ» серии II, V, V-бис-2 и X. В стадии строительства находились 13 лодок серии X-бис.
Несмотря на определенные недостатки, лодки проекта «Щ» обладали высокими тактико-техническими характеристиками. Они показали свои возможности во время финской компании и в противодействии германским «кригсмарине».
Участие в финской войне
В декабре 1939 года «Щ-323» потопила транспорт «Кассари». Спустя несколько часов «Щ-322» пустила на дно транспорт «Рейнбек».
28 декабря ПЗ «Щ-311» («Кумжа») уничтожила транспорт «Вильпас». В 1940 году лодка была награждена орденом Красного Знамени.
19 января 1940 года «Щ-324» впервые подо льдом форсировала пролив Южный Кваркен, пройдя 20 миль. В ноябре 1941 года при переходе из порта Ханко лодка затонула — экипаж в количестве 39 человек погиб. В 2015 году ее останки нашли дайверы в недалеко от финского берега на глубине 58 метров.
Краснознаменная «Щ-423» совершила первый переход Северным морским путем. Выйдя из Мурманска, она пришла в Анадырский залив на Чукотке, а затем вошла во Владивосток, пройдя через восемь морей.
Подводная война
Первую германскую подводную лодку на Балтике потопила «Щ-307».
На Черном море первой уничтожила транспорт «Пелес» «Щ-211». Осенью 1941 года экипаж не вышел на связь. В 2000 году останки лодки обнаружили дайверы в нескольких милях от Варны.
Первым кораблем, удостоенным во время войны ордена Красного Знамени, стала подлодка «Щ-323».
За годы войны субмаринами проекта «Щ» потоплено 99 судов германского флота и его союзников общим водоизмещением более 230 тысяч регистрационных тонн (брт).
Наибольшего успех достигли:
1. «Щ-421» Северного флота – 7 транспортов водоизмещением более 22 тысяч брт.
2. «Щ-307» Балтийского флота – 7 транспортов водоизмещением более 17 тысяч брт.
3. «Щ-404» Северного флота – 5 судов водоизмещением 16 тысяч брт.
Потерянные «Щуки»
Но и потери среди подводников были очень большими.
За войну советский флот потерял тридцать две подлодки проекта «Щ». Из них пять подлодок было потеряно на Северном флоте, десять — на Черноморском. Самые большие потери понес Балтийский флот — семнадцать подводных лодок.
В последнее время, благодаря поисковым мероприятиям дайверов, все чаще открываются тайны гибели советских подводных лодок, затонувших в годы войны. Так, например, в 2017 году была обнаружена и идентифицирована ПЛ «Щ-406» (она не вышла на связь в 1943 году). Лодку нашли дайверы возле острова Большой Тютерс в Финском заливе
Хочется надеяться, что и остальные погибшие подводные лодки когда-нибудь будут найдены.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!