Малыш, быстро читает и пишет СМСки своим бабушкам и дедушкам, — вряд ли кого-то сейчас удивит. А ошибки, которые он при этом допускает, лишь вызывают умиление. «Не страшно. Вот немного вырастет и будет писать без ошибок!». Чаще всего так и происходит, но есть и исключения, например, когда наблюдается дислексия и дисграфия у ребенка.
Буквы — это знаки. Их различение — работа серьезная. И проводят ее анализаторы — структуры головного мозга, формирующие реакцию на информацию извне. Сначала «включается» зрение -зрительный анализатор: ребенок видит букву и узнает ее. Потом – работа речедвигательного и речеслухового анализатора: ребенок пытается вспомнить верное соответствие звука определенной букве. Следующий этап – общедвигательные помощники-анализаторы, которые дают сигнал мышцам, участвующим в произнесении или писании буквы. Такой масштаб и всего за доли секунды! Ну как тут не ошибиться?!
Содержание статьи:
- Право на ошибку;
- Разные ошибки;
- Чтение с препятствиями;
- Кто в группе риска;
- Памятка родителям.
Право на ошибку
Специалисты считают, что до определенного момента ребенок просто обязан читать и писать с ошибками. И абсолютно нормально, когда в пять, шесть и даже в семь лет ребенок пишет что-то не так или путает буквы. Пока не созреют все структуры мозга, а этот физиологический процесс происходит по индивидуальному плану до семи-восьми лет, малыш имеет полное право на любые отклонения. И более того, у малышей, которые начали учить чтению с двухлетнего возраста, к шести годам, как правило, бывают такие же успехи, как и у тех, которые впервые открыли книгу в пять с половиной. Если у ребенка трех-четырех лет нет проблем со слухом и зрением, но при этом он не может распознать на должном уровне звуки речи и/или у него не получается соединять слоги в слова, родные должны набраться терпения на год-полтора.
Итак, в случае когда у малыша наблюдаются сложности со слухом и недоразвита речь, необходимо без промедления приступить к разрешению данной проблемы.
Дисграфия у ребенка: Разные ошибки
Допустим, время пришло, и ребенок уже должен читать и писать без ошибок, но увы… Следует понимать, что воспроизводя текст — устно или на бумаге — ребенок допускает разные ошибки. Одни исчезнут в процессе обучения, другие — останутся. И родители должны уметь распознавать обе категории.
Допустим, малыш упорно пишет «веселЫЕ день» или всегда странным образом расставляет слова в предложении. Такой промах следует взять на заметку, предполагая аграмматическую дисграфию. Другая разновидность этого же явления — оптическая — выдает себя тем, что малыш путает буквы, схожие по написанию. — Н и И, А и Л и др. А при акустической -неправильно использует глухие/звонкие и свистящие/шипящие согласные б — п, в – ф, д — т, ж – ш, ч – щ, а также неправильно обозначает мягкость -«пиСМо» вместо «письмо». И можно сколько угодно заставлять ребенка учить правила и писать диктанты, ошибка останется и обнаружит себя всякий раз, когда человек перестает контролировать то, что выводит на бумаге. Причем, если прислушаться, то станет ясно, что говорит он, скорее всего, тоже с ошибками
Например, «лУбит» — вместо «лЮбит» и т.д.
Итак, диагноз «дисграфия» ставят и детям, и взрослым, имеющим специфические проблемы при письме.
Чтение с препятствиями
Дислексия — это тоже нарушение, но проявляется оно только в устной форме, при чтении.
Симптомы такие:
- Ребенок не понимает смысл прочитанного, хотя читает технически правильно;
- Допускает много ошибок: читает букву Ц как С, букву С как Ш, Ж или Ш;
- Часто неправильно произносит слова;
- Имеет словарный запас существенно ниже возрастной нормы;
- Путает значение слов;
- Плохо ориентируется в пространстве.
Итак, дислексия и дисграфия у ребенка – не болезни, и с ними можно счастливо прожить всю жизнь. Не исключено, что во время школьного обучения будут некоторые проблемы с оценками, а дальше будет необходимо сделать осознанный выбор профессии, которая не будет ни коем образом связана с чтением и письмом.
Кто в группе риска
Вы можете заранее узнать, будет ли ваш ребенок испытывать сложности в этом вопросе. Для этого специалисты осуществляют особые тесты. Но мы можем с уверенностью сказать, что в группе риска находятся:
- Дети, имеющие задержку развития устной речи;
- Малыши, страдающие от синдрома дефицита внимания или же гиперактивные дети;
- Если ребенок не может в достаточной мере различать и воспроизводить звуки;
- Если у ребенка не получается заучивать даже простейшие стихотворения;
- Если ребенок неспособен повторить серию ударов карандашом по поверхности (при использовании коротких и длинных интервалов);
- Если малыш так и не научился застегивать пуговицы или завязывать шнурки;
- Если не различает право и лево;
- Если затрудняется составить связный рассказ по картинкам.
Итак, если у крохи несколько из перечисленных особенностей, то следует обратиться за консультацией к нейропсихологу, логопеду-дефектологу и детскому неврологу. Логопед проверяет общее речевое развитие, ней-ропсихолог исследует высшие психические функции (ВПФ). Затем разрабатывается программа коррекции.
Совет врача
Особенно отчетливо дисграфические ошибки видны в тех случаях, когда неправильно написанные буквы стоят в сильной позиции — в начале слова или под ударением, например, вместо «ложка» ребенок пишет «рожка». Больше всего дисграфических ошибок наблюдается в диктантах, и их делают даже те дети, которые списывают у соседа по парте.
Видео «Коррекция дислексии и дисграфии»:
Дислексия и дисграфия у ребенка: Памятка родителям
Несмотря на то что дислексия и дисграфия у ребенка различаются по своим проявлениям, для их устранения используются очень похожие упражнения. Помогают совсем простые приемы:
- Массаж кистей и пальцев рук, он же — пальчиковая гимнастика;
- Любые упражнения на мелкую моторику;
- Ритмико-речевые упражнения: ребенка просят повторить за взрослым один или несколько звуков;
- Перебирание бисера или пуговиц;
- Игры с застежками на кнопках или молнии;
Нитяные узоры — выкладывание узоров из шнура, завязывание узелков; - Сенсорные тренинги: ощупывать и описывать предметы, разные по форме, объему, структуре и пр.;
- Шнурование через одно отверстие или крест-накрест;
- Театр теней: изображать пальцами рук какое-либо животное;
- Описание картинок, пересказ истории,сочинение историй по картинкам, раскладывание картинок в нужном порядке — в соответствии с порядком событий, описанных в рассказе;
- Рисование на ладони малыша букв, которые он должен отгадать;
- Совместное чтение и обсуждение небольших рассказов, сказок, стихотворений с опорой на картинки и без таковой;
- Заучивание наизусть песенок, потешек, стихов;
- Выразительное прочтение похожих слогов «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. с последующим распределением их по столбцам и чтение их по разным направлениям (начало-конец / конец-начало).;
- Дописывание недостающей буквы/слова в заданиях с пунктирной линией;
- Переделывание одной буквы в другую написанных или вылепленных из пластилина, например Ц в Щ, Г в П;
- Запоминание и повторение 4 букв, лежащих в ряд;
- Составление слов из карточек со слогами.
Источник. Ставьте лайки и Подписывайтесь на наш канал.