Найти тему
АйТи блог

СУЗ не работает: две причины неудач

Оглавление

Пример из жизни: руководство организации осознало, что в современной экономике навыки и опыт сотрудников являются самым ценным ресурсом. Разработали концепцию управления знаниями. Внедрили ИТ-систему, чтобы извлечь и систематизировать знания сотрудников.

Сотрудники наполняют базу знаний своими знаниями о бизнесе (опыт, передовые методы, извлеченные уроки), чтобы эти знания были доступны коллегам и не потерялись после того, как сотрудник покинул компанию. Но ничего не вышло – система не работает. В чем причина?

Проблема №1: отсутствие мотивации

Сотрудники плохо мотивированы для работы в СУЗ. Опыт и умения специалиста определяют его ценность для компании и могут рассматриваться как активы человека. И люди не стремятся делиться своими знаниями, сохраняя свою ценность и значимость для организации.

Ключевой момент: сбор, распространение и обмен данными не должны происходить сами по себе, выполняться через силу и под нажимом сверху. Они должны стать непосредственным дополнительным эффектом повседневного рабочего процесса сотрудников.

Проблема №2: сущность знания

Еще одна основная причина, по которой СУЗ не работает - это сама суть знания. Знания организации обычно изменчивы. Организация постоянно  развивается, пополняется новым опытом, идеями, информацией. Поэтому если СУЗ не изменяется и не обновляется, то она быстро устаревает и теряет свою ценность. С другой стороны, знания напрямую зависят от области применения. Человек, который использует чьи-то знания, неизбежно сопоставляет их со своими знаниями, ценностями и пониманием и поэтому может истолковывать их иначе, чем это предполагалось.

Ключевой момент: основное внимание следует уделять людям, которые несут знания, а не самим знания. Поэтому инструменты и процессы СУЗ должны сосредоточиться на оказании помощи в выявлении людей с определенным опытом, позволяющих им обмениваться знаниями и сотрудничать в целях создания новых знаний.

По мере того, как технологии и методы производства исчезают как основной ресурс конкурентного преимущества, новым ключевым фактором успеха в мировой экономике становится инновационность. Знания являются основным компонентом инноваций. Новые знания создаются путем рекомбинации существующих знаний. Следовательно, важно поддерживать и управлять процессом создания знаний, поскольку он напрямую связан с инновационностью организации.

Ярослав Макаров, коммерческий директор "Аплана. Центр Разработки"

Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!