Найти в Дзене
Aeronautica

Airbus теряет прибыль и не может продать A330neo: всем нужен Dreamliner

Оглавление

Airbus SE опубликовал квартальную прибыль в 283 миллиона евро, что на 31% ниже прошлогоднего показателя - к концу марта 2016 года европейскому производителю удалось получить 409 миллионов чистыми.

Срыв поставок

Главной причиной падения называются задержки поставщиков программы A320neo, и основной виновник известен: американский производитель двигателей Pratt & Whitney, в редукторной модели которого PW1100G-JM вскрывается один заводской брак за другим.

Выручка упала на 12% до 10,1 миллиарда евро. Из-за большого запаса незавершённых самолётов (ждут исправных двигателей от Pratt) за квартал денежный поток стал отрицательным - потери составили 3,8 миллиарда евро.

Собираемые Pratt & Whitney на сборочной линии в Миддлтауне, штат Коннектикут, двигатели PW1100G-JM для Airbus A320neo никак не переживут «детские болезни»: неподходящие материалы на особо ответственных участках, некоторые конструкционные просчёты требуют времени на исправление — и ложатся грузом на финансовые показатели авиастроителя
Собираемые Pratt & Whitney на сборочной линии в Миддлтауне, штат Коннектикут, двигатели PW1100G-JM для Airbus A320neo никак не переживут «детские болезни»: неподходящие материалы на особо ответственных участках, некоторые конструкционные просчёты требуют времени на исправление — и ложатся грузом на финансовые показатели авиастроителя

Airbus A321-271N авиакомпаний S7 Airlines и Air China в ожидании двигателей Pratt & Whitney PW1100G-JM: европейский производитель вынужден заполнять стоянки недоделанными самолётами
Airbus A321-271N авиакомпаний S7 Airlines и Air China в ожидании двигателей Pratt & Whitney PW1100G-JM: европейский производитель вынужден заполнять стоянки недоделанными самолётами

Сокращение планов

Кроме того, Airbus анонсировал сокращение производства своей самой популярной широкофюзеляжной модели A330: в 2019 году должны быть поставлены 50 самолётов старой версии A330 и новой A330neo, в то время как по результатам прошлого заказчикам было передано 67 машин, а ещё раньше объём поставок колебался на уровне 100... 110 самолётов в год.

Европейский производитель переводит свою производственную цепочку с первого поколения A330 на второе - A330neo, - стартовым пользователем которого станет португальская TAP Air Portugal (TP). Причём поставка первенца многократно откладывалась: с конца 2017 года на март 2018-го, затем на апрель, теперь - на середину года. Пока же модифицированная модель проходит сертификационные испытания.

Первый полёт Airbus A330-900 состоялся 19 октября 2017 года — примерно за месяц до изначально планируемой даты поставки стартовому пользователю. Конечно же, поставку перенесли
Первый полёт Airbus A330-900 состоялся 19 октября 2017 года — примерно за месяц до изначально планируемой даты поставки стартовому пользователю. Конечно же, поставку перенесли

Так должен выглядеть Airbus A330-900 в ливрее авиакомпании TAP Air Portugal — но это только рендер, первый самолёт будет поставлен португальцам лишь к середине года
Так должен выглядеть Airbus A330-900 в ливрее авиакомпании TAP Air Portugal — но это только рендер, первый самолёт будет поставлен португальцам лишь к середине года

Провал продаж

Здесь корень проблемы не в поставщиках, а в продажах: заказов на A330neo получено заметно меньше желаемого количества.

Так, Airbus потерял единственного заказчика короткой версии A330-800, американскую Hawaiian Airlines (HA): 6 марта авиакомпания официально "ушла" к Boeing, заключив контракт на десять 787-9 плюс опцион ещё на столько же вместо реализации ранее подписанного меморандума о взаимопонимании с европейцами. И вина за это лежит полностью на концерне из Старого Света, до сих пор не собравшего ни одного короткого A330neo с увеличенной дальностью полёта, необходимых перевозчику с базовым аэропортом посреди Тихого океана.

Airbus теряет важного американского клиента

Airbus A330-243 авиакомпании Hawaiian Airlines: не дождавшись нового поколения на замену, тихоокеанский перевозчик ушёл к Boeing
Airbus A330-243 авиакомпании Hawaiian Airlines: не дождавшись нового поколения на замену, тихоокеанский перевозчик ушёл к Boeing

Вторым североамериканским разочарованием стал отказ American Airlines (AA) - пусть и предсказуемый - от 22 самолётов A350XWB, на которые подписалась ещё поглощённая перевозчиком в 2015 году авиакомпания US Airways (US). Эта неудача означает полную потерю крупнейшей в США и мире авиакомпании как покупателя широкофюзеляжных Airbus: 24 полученных при слиянии и стареющих A330-200/-300 будут заменены на Dreamliner'ы.

American выбрала Boeing 787 вместо Airbus A350

Airbus A330-900 такую ливрею носить не будут: европейскому производителю не удалось убедить крупнейшую в мире авиакомпанию в преимуществе своих широкофюзеляжных моделей. Все A330-200 и -300 (на снимке A330-323 в лондонском аэропорту Хитроу) будут заменены на Boeing 787 Dreamliners
Airbus A330-900 такую ливрею носить не будут: европейскому производителю не удалось убедить крупнейшую в мире авиакомпанию в преимуществе своих широкофюзеляжных моделей. Все A330-200 и -300 (на снимке A330-323 в лондонском аэропорту Хитроу) будут заменены на Boeing 787 Dreamliners

В авиационных кругах подогреваются слухи, что A330neo предлагается с огромными скидками - по крайне низким ценам, возможно, гораздо ниже себестоимости, - чтобы войти в парк ключевых перевозчиков и получить шанс на допродажи и достаточно контрактов для заполнения производственной линии. Но новых клиентов нет.

На конец апреля 2018 года в твёрдых заказах находятся 214 самолётов A330-900, из которых 66 приходятся на одного клиента - малайзийский холдинг AirAsia X Berhad. Ещё на 61 подписаны лизинговые компании. На фоне 1 487 заказов на предшествующее поколение эти цифры выглядят провальными.

Airbus остаётся ещё выпустить и поставить 37 единиц A330-200, 48 более длинных A330-300 и два самолёта первого поколения в грузовой конфигурации.

Airbus A330-200 или Boeing 787-8: какой самолёт выгоднее для полётов над Атлантикой

A330-900 в ливрее AirAsia X, рендер: так будет выглядеть примерно каждый третий самолёт семейства. Это может оказаться для европейского производителя ловушкой, подобной ситуации с A380 (около половины всех самолётов в эксплуатации у Emirates) - продолжение производства будет полностью зависеть от решения одного покупателя
A330-900 в ливрее AirAsia X, рендер: так будет выглядеть примерно каждый третий самолёт семейства. Это может оказаться для европейского производителя ловушкой, подобной ситуации с A380 (около половины всех самолётов в эксплуатации у Emirates) - продолжение производства будет полностью зависеть от решения одного покупателя

Команда проекта Aeronautica.online благодарна вам за уделённое внимание.

Если считаете, что мы достойны вашей поддержки, предлагаем инструмент для оценки (буквальной) наших усилий. Сумма в активном окне легко корректируется в любую сторону: