Анкетирование старшеклассников на предмет их отношения патриотизму и экстремизму провел комитет по образованию Санкт-Петербурга в апреле в школах Московского района, сообщает «Коммерсантъ».
Фотографии с вопросами анонимной анкеты для школьников появились в социальных сетях 19 апреля. РВС внимательно изучило материалы. Часть вопросов анкеты посвящена патриотизму. Учащихся «в лоб» спрашивают: «Считаете ли вы себя патриотом России?» и просят «оценить» справедливость утверждений, вроде «Я готов встать на защиту Родины и своего народа», «Я горжусь культурой и традициями России» и т.д.
Отдельный блок вопросов в анкете посвящен экстремизму. Старшеклассника просят указать, насколько актуальны для учащейся молодежи разные формы экстремизма (религиозного, политического и этнического) и часто ли ему приходится сталкиваться с экстремизмом. Далее ему предлагают выбрать причины распространения экстремизма в стране, вроде «Несбалансированная миграционная политика», «Низкий престиж политической власти», «Проблема занятости на рынке труда» и т.д.
Наконец, школьника просят указать каковы причины распространения экстремизма среди учащихся: низкий уровень культуры, желание выделиться или зависть к более обеспеченным сверстникам и так далее. Обращают на себя внимание «странные» формулировки - в опросе используются сложные понятия без пояснения.
Например, какой ответ ожидается от школьников, когда их спрашивают о сбалансированности миграционной политики страны? Но даже если все вопросы будут изложены понятным языком - какой социолог будет спрашивать школьника «в лоб» патриот ли он? Какого он ожидает ответа? Насколько искренне школьник ответит на такие «лобовые» вопросы, даже с учетом анонимности?
Журналисты «Коммерсанта» получили разъяснения по анкетированию от пресс-секретаря комитета по образованию Санкт-Петербурга Даниила Борисова. По его словам, анкетирование проводилось во всех школах Московского района Санкт-Петербурга. Борисов пояснил, что комитет по образования утвердил план мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
В частности, школы должны выявить учеников, которые проявляют агрессию на межнациональной почве. Предполагается, что с этими учениками будет проводиться профилактическая работа.
И это тоже вызывает вопросы. Если анкета анонимная, то какая от нее польза в выявлении «проблемных» учеников? Или «анонимная» анкета на самом деле не совсем анонимная? И неужели авторы анкеты всерьёз считают, что школьники будут сами на себя «ябедничать», отвечая на прямые вопросы, в стиле «как часто вам приходится сталкиваться с проявлениями экстремизма?»
В целом это мероприятие создало у меня впечатление не профилактики экстремизма, а имитации – как «мероприятие для галочки». Чтобы действительно выяснить отношение школьников к России, к её культуре, какое место видит молодой человек в жизни страны, то это выясняется совсем по-другому.
Например, как это было сделано в апреле 2012 года в исследовании АКСИО детских рисунков на тему «моя семья», «мой герой», «я в будущем» и «моя страна» (см. статьи «Размышляя над детскими рисунками»). Подобные исследования способны дать неизмеримо больше достоверных сведений о том, чем живут наши дети и каким видят своё будущее в России.
Напомню, из 2,5 тыс. детских рисунков на тему «Мой герой», сделанных детьми в возрасте 5-13 лет, подавляющее большинство составили рисунки героев иностранных мультфильмов – Человека-паука, Бэтмена, Супермена, Губка Боб и т.д. Рисунков героев войны или Гагарина встречается совсем мало. Исследование детских рисунков выявило множество реальных проблем, которые уходят корнями глубоко в социальную ткань нашего общества.
И если мы хотим реально, а не для галочки бороться с экстремизмом, то, для начала, надо честно сказать, куда уходят корни социального неблагополучия подростков. Затем принять меры системного характера для борьбы с этим неблагополучием (а не его симптомами).