Лень в словаре литератора занимает особое место - это дикое детское качество передает спокойствие и тишину. Еще Гоголь заметил: с ленью приходит ощущение единого тела страны. В Яндекса миллион запросов: "как преодолеть страх чистого листа", он популярнее остеохандроза. Нас окружают тысячи авторов и все подвержены этому страху. Первое, что нельзя делать - поддаваться общей панике. Следующий худший сценарий - графомания.
Единственный выход: найти свой собственный стиль.
Три совета от клуба ленивых писателей:
№1. Мы живем в век нажима на эрудицию и разве что ленивый не пытается выглядеть умнее, а мы кто? поэтому воспользуемся этим первым советом, сделав чужую мысль по-настоящему своей.
№2. Все книги в мире существуют для того, чтобы мы рассуждали. Разве книги существуют, чтобы сохранить язык? Аборигены Австралии справляются без книг, а мы ленивые, но с письменностью.
№3. Лира на фасаде вылеплена. Интересно знать: откуда она, лира? Кутузов был сентиментальным стариком, любой комплимент царя воспринимал слезно. Из предесловия к семейной саге: "Тогда я осознал, что я нахожусь на грани потери связи с прошлым". Главное в лени - свободное время. Если использовать его на чтение, делая пометы прямо в книге, и допольнительно завести тетрадь, куда вписывать мысли по поводу прочитанного других советов не потребуется, разве что по выбору самих книг.
Пять книг из библиотеки Ленивра:
1. Владимир Эфроимсон,
"Генетика гениальности"
Книга, полезная тому, кто хочет понять, какие бывают гении и что принято считать гениальностью и зачем она существует. Автор книги, прошедший сталинские лагеря и гонения на считавшуюся лженаукой генетику, не обманывается и не пишет лишнего.
Эфроимсон, много лет доказывавший право Вавилова оставаться в истории советской науки, - автор термина "номенклатурная шпана".
2. Григорий Померанц,
"Записки гадкого утенка"
Яркий эксперимент над человеческим сознанием в нашей стране закончился катастрофой, и Григорий Соломонович об этом пишет: "каким образом я нашел свой стиль, свой язык, свой собственный голос". Записки гадкого утенка - это полезная всем "гадким утятам" книга, испытывающим повседневное давление общественной иногда очень странной нормы.
Померанц знаменит интонацией, в 1965-ом в Институте Философии РАН выступил с докладом "о роли нравственного облика личности...", автор ставшей крылатой фразы: "стиль полемики важнее предмета полемики".
3. Александр Пятигорский,
"Философия одного переулка"
Текст не вполне художественный и не писателя, представляет собой смешение автобиографии и той философии, которая необходима человеку, чтобы жить. Роман о мальчике, наблюдавшем разрушение храма и строительство нового... И не исключительно в прямом предметном значении этих слов. Прямое и предметное описано, например, в воспоминаниях Сергея Михайловича Голицына "Записки уцелевшего", как сокребали позолоту с куполов.
Пятигорский создает настроение философствования для того, кто хочет понять внутри чего он находится, и предупреждает: "если ты уже выбрал философствование, то дороги назад, в нормальную жизнь, нет..."
Превосходная аудиокнига, читает Федор Степанов.
4. Ефим Эткинд,
"Записки незаговорщика"
Эткинд - известная сегодня фамилия, не менее, чем Леви, но если различать по именам - Ефим Григорьевич Эткинд, профессор филологии, вычеркнутый беглым росчерком пера из всего, что было советским обществом. Преподавал историю литературы питерским поэтам, "призывал", что ему в результате и вменили в вину, "не уезжать, а бороться за свою свободу дома, в России".
"Записки" Эткинда - история цензуры и литературного сопротивления, и еще приятный повод поговорить о, например, о том, что "время безнаказанных фальшивок" не прошло.
5. Владимир Леви,
"Я и Мы"
Книга старая, ей скоро будет полвека и, как это бывает, когда утрачен тренд, не утрачена актуальность. Книга больше о психологии внутри социума, чем о социальном заказе на творчество. Леви рассказал советсткому человеку, что можно не бояться быть особенным.
Книгу Владимира Леви легко скачать в электронном варианте, и совершенно бесплатно.
Если бы Ленин ленился...
Непротивление лени - великое учение графа Льва Толстого.
Лень - не инертное стремление к славе.
Лень освежает замысел творца,
не дает ему закиснуть.
Открывая книгу, читатель замышляет свою, и за одно это уже принят в клуб ленивых писателей, а этот клуб - не трест бездельников, мы ленимся писать темно и вяло, и не пробуем заспать депрессию. Девиз клуба: "гениальность от слова лень".
В заключение, очень рекомендуем не поддаваться на провокации лени и не откровенничать с меланхолией. Лучше расположитесь у экрана монитора и посмотрите лекцию Самуила Лурье: "Техника текста". Монолог в 3-х частях: часть 1-ая, часть 2-ая, часть 3-я
Если же совсем станет скучно - подписывайтесь на kaplan-bla-bla