Джон Одюбон, «Птицы Америки»
Любите ли Вы птиц так же, как люблю их я? Впрочем, это совершенно не важно: даже если Вы их на дух не переносите, пернатые в исполнении американского художника и орнитолога Джона Одюбона точно не оставят Вас равнодушными!
Всем, кто еще не держал в руках (или хотя бы листал в интернете) альбом «Птицы Америки» можно позавидовать, потому что у них это эстетическое удовольствие впереди, как горные вершины в знаменитой песне Высоцкого. Речь идет о современных изданиях: ныне живущих натуралистов, видевших один из подлинников, можно перечитать по пальцам одной руки. А оригинал (размером с четырехлетнего ребенка) и вовсе возглавляет перечень самых дорогих печатных книг из когда-либо проданных на аукционе!
Одюбон, уроженец экзотического Гаити, слыл этаким американским Ломоносовым – на все руки мастер. Чем он только ни занимался: изучал биологию, давал уроки французского, танцев, рисования, расписывал речные суда и делал рисунки для дорожных знаков (бывают и такие профессии). Но делом всей его жизни стали птицы: он их изучал, детально зарисовывал, делал эстампы, издавал иллюстрированные тома по орнитологии. Его вклад в науку был столь велик, что в его честь назвали первую в мире природоохранную организацию – Национальное Одюбоновское общество, а после – еще и награду за защиту окружающей среды, «Медаль Одюбона». Не говоря про многочисленные зоопарки и ботанические сады в Соединенных Штатах!
Птицы на иллюстрациях столь тонко прописаны, что могли без зазрения совести служить эффектной заменой фотографии и наглядным пособием для юных и не очень натуралистов (не только могли, но и действительно служили). Натуралистической была и цель создания такого объемного труда: Одюбон мечтал изобразить всех существующих птиц Америки. Было бы интересно узнать мнение биологов о том, в какой степени он достиг исполнения этой задачи, но известно одно: шесть из всех изображенных видов птиц ныне существуют лишь на бумаге акварельных офортов.
Но вернемся к целеустремленности иллюстратора. Задача зарисовать всех птиц страны показалась американскому правительству абсурдной, и оно зареклось спонсировать деятельность Одюбона. Неизвестно, что случилось бы с его крылатой мечтой, не найдись в Великобритании несколько художников-граверов, которые проявили интерес к необычной идее и помогли ее автору. Так «Птицы Америки» стали периодическим изданием, которое со временем обросло преданными подписчиками (в их числе оказался, например, французский король Карл X ). Девять лет они ежемесячно получали коробку с пятью офортами, размер которых был беспощаден по отношению к доставляющему их почтальону – 99х66 см. Никакого текста, только акварельные птицы – копии гуашевых оригиналов Одюбона, выполненные вручную целой армией из полусотни художников. Такой исключительно иллюстративный формат позволял избежать предоставления бесплатного экземпляра в библиотеки.
Но текстовое пояснение не заставило самых верных подписчиков долго ждать: вскоре вышла и «Орнитологическая биография», где можно было прочитать про каждую «героиню» гравюр. А затем увидело свет и полное издание «Птиц Америки», доступное лишь самым богатым любителям природы и искусства в силу своей зверской цены. Сейчас стоимость книги американского художника и орнитолога тоже кусается (или скорее клюется), но уже как миниатюрная птаха, а не коршун или орел.
Больше птичьих иллюстраций смотрите в статье блога PaintingRussia!
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)