18 лет. Вот это возраст... К грязной посуде и на пушечный выстрел не подпускают, ибо мой образ для праздника выбирается ещё до начала Рамадана и прилежно разрабатывается весь месяц. Наряжать приезжают родственники аж с соседних сёл. В этот день на мне лежит самая важная роль из всех последующих в моей жизни – встречать молодёжь у порога. Это могут быть друзья брата, его коллеги, знакомые, соседи, одноклассники, одногруппники, бывшие, будущие, борцы, футболисты, бездельники. Поздравлять родственников и соседей выхожу во второй половине дня в компании таких же 18-летних див.
24 года. Начало конца, ибо делаю практически ВСЁ – от ремонта до уборки, от голубцов и до розочек на торте, от выбора скатерти для стола и до формы укладки салфеток на столе. Встречаю всех гостей, обслуживаю их, провожу, расспрашиваю про родословную. Встречаю детей, раздаю конфеты, слушаю просьбы о маленьких братиках, которые сами не смогли прийти, но которые тоже от конфет не отказались бы. Ну и теперь я заставляю школьниц не отказываться от сникерсов и с горечью и восхищением любуюсь на наряды девиц моложе меня. По соседям иду в самую последнюю очередь, еле переставляя ноги.
30 лет. Остаётся только гадать. Вероятно, социальная смерть.
Шутки шутками, но разница из года в год выражается не только в поведении и обязанностях, но и в настроении и ожиданиях от праздника. Прелести детства, когда я с диким восторгом вставала спозаранку и сразу бежала к бабушке с дедушкой, чтобы успеть поздравить их первой, потому что они потом всем говорили, кто занял почётное первое место, когда выбирала самый большой и крепкий пакет уже с вечера, когда весь мой лексикон сужался до фразы «Марх-къобал-дойл-конфеташ-лойл-конфеташ-яцахь-1адика-йоьйл», – весь этот восторг с каждым годом понемножку перешёл во что-то умеренное, серьёзное. Уже не столько волновало, какие вкусности можно найти на родных и чужих столах, сколько сами люди, их счастливые и усталые лица. Я начала получать удовольствие от общения, от конкурсов на звание самого красивого/самого первого/самого долгожданного гостя, от возможности съездить к самому дальнему родственнику и узнать, что их дети снова стали выше меня, от ожидания поздравлений от близких друзей и тайных воздыхателей.
Когда же пришло время быть ответственной за подготовку праздника и встать в ряд с теми, кто не спит круглые сутки перед этим днём, а сам праздник встречает с мешками под глазами до колен, невольно осознаёшь, что потихоньку теряешь это волшебство. И дело не в том, что праздник уже не тот, просто мое отношение к нему изменилось. И дай Бог вовремя заметить эту потерю, потому что не чистота в доме или ломящийся от еды стол делают Ураза-байрам особенным, а то самое магически прекрасное чувство из детства, та уверенность, что это самый счастливый и прекрасный день в году.
Автор – Madina Eins, специально для клуба «Барт»
Фото – dailymedicalinfo .com