В ночь на 4 июня 1989 г. в Челябинской области на границе с Башкирией взорвался газопровод, который передавал из Сибири в европейскую территорию СССР сжиженный газ. В это же время в 900 м от аварии по Транссибирскому маршруту двигались противоположно друг другу два переполненных отпускниками поезда.
Это была самая большая за всю историю СССР железнодорожная катастрофа на Транссибе, в которой погибло самое меньшее 575 человек, в том числе 181 ребенок. Всего в двух составах находилось согласно официальным данным 1370 чел., включая 383 детей. Цифры не совсем точные, так как отдельных билетов детям до 5 лет не продавали.
Адская ночь
В 1:14 почти все пассажиры мирно спали. Когда поезда миновали друг друга в районе перегона Аша — Улу-Теляк на границе с Башкирией, произошедший взрыв мощностью 300 тонн в одно мгновение разгромил их, сбросив с рельсов 11 вагонов, семь из которых сразу сгорели. Силой взрыва рельсы закрутило узлами, а вагоны покорежило и выгнуло дугой. Внутри бушевал огонь, сжигая людей, захваченных врасплох.
250 человек сгорели мгновенно. Точной цифры сказать не может никто, так как температура в эпицентре взрыва достигала 1000 градусов, и от многих пассажиров буквально не осталось ничего. 317 человек умерли от сильных ожогов в больницах. А самым ужасающим было то, что почти треть всего количества жертв составляли дети. 623 человека в результате аварии получили разные травмы, и многие из них потом навсегда остались инвалидами.
Несмотря на труднодоступность места, где произошла авария, эвакуация пострадавших проводилась весьма оперативно. Десятки вертолетов, грузовики и даже электровоз грузового состава, находящегося на соседней станции вывозили жертв катастрофы. Милиция, врачи, работники железной дороги и просто добровольцы из рядом находившихся населенных пунктов трудились круглосуточно. К счастью, незадолго до катастрофы в Уфе открылся ожоговый центр, иначе количество жертв было бы намного больше.
Причины взрыва трубопровода
В октябре 1985 г. на 1431-м километре Транссиба проводились земляные работы. Мощные экскаваторы, действовавшие как раз над трубопроводом, причинили ему серьезные повреждения. А после окончания работ изоляция у оставленного открытым поврежденного участка перепроверена не была.
Через 4 года на этом месте образовалась брешь длиной 1,7 м. Смесь газов пропана и бутана стала просачиваться через нее, и, будучи плотнее воздуха, постепенно скапливаясь в низине, по которой в 900 м южнее проходила Транссибирская магистраль. Так, совсем рядом с железной дорогой, по которой постоянно проходили грузовые и пассажирские составы, вскоре образовалось невидимое глазу газовое «озеро».
Машинисты проезжавших поездов неоднократно уведомляли диспетчеров участка о серьезном запахе газа в этом районе, к тому же в трубопроводе было отмечено снижение давления. Но дежурные службы не обратили внимания на эти тревожные сигналы. Более того, организация, эксплуатирующая трубопровод ПК-1086, увеличила подачу газа, чтобы восполнить упавшее давление. Смесь пропана с бутаном продолжала накапливаться, и катастрофа уже стала делом времени.
Ужасное стечение обстоятельств
Интересно, что оба поезда, двигавшиеся по маршруту Новосибирск — Адлер, не должны были встретиться на этом фатальном отрезке, если бы двигались по расписанию. Но 212-й состав по техническим причинам немного задерживался, а 211-й совершил экстренную остановку на промежуточной станции, чтобы высадить пассажирку, у которой начались роды. Из-за этих, совпавших по воле жестокого случая, событий, включая очевидное несоблюдение технологической дисциплины, случилось это трагическое происшествие.
Неизвестно что именно вызвало воспламенение «газового озера» - случайная искра, или даже выброшенный из окна окурок – но результатом стал взрыв огромнейшей силы, превратив в ад место встречи поездов.
Послесловие
После шестилетнего разбирательства в происшедшем, было предъявлено обвинение сотрудникам СМУ, проводившим в октябре 1985 года ремонтные работы, повредившие трубопровод. Всем им дали минимальные или условные сроки.
Катастрофа на Транссибе стала крупнейшей в истории СССР железнодорожной аварией, доказавшей, что халатность недопустима нигде.