Железнодорожная катастрофа в Сантьяго-де-Компостела произошла 24 июля 2013 года в испанском городе Сантьяго-де-Компостела (в районе Ангройс - примерно в 3 км к северо-западу от железнодорожного вокзала). В результате схода с рельсов высокоскоростного пассажирского поезда 79 человек погибли, а более 178 получили ранения, в том числе 35 – тяжелые.
Схождение с рельсов поезда
Авария произошла 24 июля 2013 года в 20:41 на скоростной железнодорожной линии, соединяющей Ольмедо, Замора и Сантьяго-де-Компостела. Отрезок, на котором случилась трагедия, является одним из новейших маршрутов в мире, введенным в эксплуатацию в 2011 году. Сошедший с рельсов поезд - это современный RENFE Class 730, который развивает скорость до 250 км/ч. Комплексный состав высокоскоростной железной дороги принадлежал группе «Renfe Operadora», выполнял курс для компании Алвия, ехал из Мадрида в город Ферроль и имел 13 вагонов. В нем находилось 218 пассажиров и команда.
Поезд сошел с рельсов на кривом участке пути, в трех километрах от станции Сантьяго-де-Компостела. Прямо перед отрезком, где ограничение скорости составляет 80 км/ч, поезд двигался со скоростью 192 км/ч. 4 секунды и 250 м до катастрофы были активированы тормоза, снизившие скорость до 153 км/ч. На этой скорости первыми соскочили с рельсов элементы, включающие двигатель внутреннего сгорания - второй и предпоследний в составе, потянув за собой остальную часть поезда - легкие вагоны с переменным колесным расстоянием производства Тальго. Соскочившие вагоны ударились в подпорную стенку насыпи, а после катастрофы некоторые из них загорелись. В момент аварии машинист вел служебный разговор по телефону, в течение которого получил три предупреждающих сигнала.
Первоначально основной причиной аварии определена чрезмерная скорость. В качестве обстоятельств, способствовавших этому инциденту, упоминается также, что место крушения находилось на стыке двух различных систем безопасности железнодорожного транспорта - общеевропейским ETCS и испанским ASFA. Внимание также обращается на высоко размещенный центр тяжести в компонентах, содержащих двигатели внутреннего сгорания.
После катастрофы
Лидерами государств были посланы соболезнования. Папа Франциск призвал к молитве за жертв.
В Галиции был введен семидневный, а в Испании - трехдневный национальный траур.
Водитель, Франсиско Хосе Гарсон был ранен в катастрофе и госпитализирован, но по решению суда он ожидает процесса под надзором. Как сказал министр внутренних дел Испании Хорхе Фернандес Диас, есть доказательства, которые могут свидетельствовать о человеческой вине. Он подчеркнул, что все доказательства будут проанализированы экспертами. 52-летний мужчина имел тридцатилетний опыт вождения поездов.
В мае 2014 года испанская полиция арестовала 11 сотрудников государственной компании «Алдиф», управляющей железнодорожной инфраструктурой. Все они работали на высоких позициях в то время, когда линию, на которой произошла катастрофа, адаптировали к движению высокоскоростных поездов.