Взрыв турецкого броненосца «Лютфи-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 года. А. П. Боголюбов
Встав на защиту балканских славян, Александр II готовился к военному противоборству с Османской империей, хотя не располагал даже отдалённо схожими с ней морскими силами.
В том же январе 1877 года члены Императорского Русского технического общества после обсуждения вопроса «О современном состоянии турецкого флота» подытожили: на Чёрном море турки обладали 31 броненосным судном, в том числе четырьмя броненосцами ранней постройки водоизмещением 6400 т, броненосцами последних типов — «Авни-Аллах», «Муни-Зафер» в 2400 т каждый, «Мукадем-Хайир» и «Фетхи-Буленд» в 2700 т с казематированной батареей без башен с четырьмя 9-дюймовыми орудиями. Новейших казематированных судов в 9140 т, с толщиной брони по середине ватерлинии 12 дюймов у турок имелось два –– «Миссудие» и «Махмудие». Их вооружение состояло из 12 орудий 10-дюймового калибра в каземате и трёх орудий 7-дюймового калибра на верхней палубе.
Для сравнения: такого типа судов англичане имели пять, Россия одно — «Пётр Великий» на Балтике. Кроме того, в состав турецкого флота входили два казематированных корвета-тарана в 4717 т с толщиной брони по середине ватерлинии 12 дюймов, вооружённых 11-дюймовыми или 12-дюймовыми орудиями. Наконец, в составе Дунайской флотилии турок находились мониторы от 410 до 1350 т, построенные на верфях Константинополя.
После объявления высочайшего манифеста о войне с Турцией в тот же день, 12 апреля 1877 года русские войска перешли турецкую границу в районе р. Прут и заняли Ренни, после чего последовало взятие Галаца и Ясс. Однако русским частям ещё предстояла переправа через Дунай в самое напряжённое время, когда начинался разлив и чаще курсировали турецкие военные пароходы. Прибывший к Дунайской флотилии командующий турецким Черноморским флотом Гобарт-паша, которого посол Н.П. Игнатьев назвал «наглым и дерзким флибустьером», объявил, что «потопит в Дунае всю русскую армию».
По условиям Парижского договора Россия лишилась устья Дуная с крепостями Килией и Измаилом, на которые ранее базировалась Дунайская флотилия, поэтому перед русской армией возникла сложная задача переправы. Группа во главе с полковником Д.С. Нагловским, производившая разведку, указала на район Зимницы как выгодный в тактическом отношении, где условия местности позволяли обеспечить скрытое сосредоточение войск и быстроту переправы. После переправы войскам назначалось занять важный коммуникационный узел дорог, ведущих на Рущук, Тырново и Софию (через Плевну).
Учитывая значительные материальные и оборонные средства противника в районе переправы, усиленные речной флотилией, русское командование решило эту проблему с помощью постановки минных заграждений в устье Дуная с целью не допустить подхода туда турецких мониторов со стороны Чёрного моря. Постановка минных заграждений проходила под общим командованием начальника инженерной части действующей армии генерал-майора А.Ф. Деппа. Мины выставили в районе Ренни, в устье р. Серет и у Браилова; в постановке мин принимала участие команда моряков-черноморцев под командованием капитана 1 ранга И.Г. Рогули. Кроме этого, для обеспечения переправы русские войска расположились вдоль реки и под огнём турецких мониторов сооружали батареи и возводили укрепления.
29 апреля (11 мая) 1877 года навесным огнём русских батарей у Браилова был уничтожен турецкий монитор «Лютфи-Джелиль», не имевший бронированной палубы. Меткими выстрелами русские артиллеристы попали в пороховое отделение, монитор взорвался и пошёл ко дну; нашим морякам удалось спасти только одного человека. Гибель «Лютфи-Джелиля» вынудила турок отказаться от активного применения мониторов на Дунае и отойти в глубь Мачинского рукава, а русские, развивая успех, заградили минами северный выход из Мачинского рукава и русло Дуная у Браилова, изолировав турецкие суда. Было принято решение действовать против них паровыми минными катерами, а для введения противника в заблуждение произвести ложную постановку мин, сбросив с катеров мешки с песком.
В начале июня 1877 года отдельные части русской армии и кавалерии успешно переправились через Дунай на турецкий берег в районе Галаца и Браилова и вытеснили правый фланг турецкой армии из Добруджи. Заняв низовья Дуная, российские войска отрезали турок от их Черноморского флота, угрожавшего со стороны Дунайских гирл. Главные силы русской армии переправлялись у румынского местечка Зимницы и напротив болгарского города Систово. Участник той переправы вспоминал: «В ночь с 14 на 15 июня войска со всеми принадлежностями — понтонами, орудиями и снарядами собрались у Зимницы в совершенной тишине и безмолвии. Даже артиллерия подошла без шума: орудия были так прилажены, что не звякнула ни одна цепь. Накануне войскам зачитали приказ, в котором напомнили военные правила великого генералиссимуса А.В. Суворова, адресованные каждому русскому солдату.
Ночь была лунная но, когда понтонёры начали спускать лодки в русло Дуная, луну стало заволакивать густыми тучами. Наступила темнота. Всё благоприятствовало нашему предприятию, но плыть в первый раз по большой, бурной реке, в ночной темноте и мраке, ежеминутно ожидая губительных выстрелов — не могло не действовать даже на самых закалённых солдат. На лодках царило молчание. Все понимали важность и серьёзность предпринятого дела: два месяца ждали войска переправы через великую реку».
За ту сложную переправу многие получили награды, в их числе — будущий герой Шипки генерал-адъютант Ф.Ф. Радецкий. Он был награждён орденом Св. Георгия 3-й степени.
Переправа прошла успешно, т.к. турецкая флотилия, скованная в Мачинском рукаве, не могла препятствовать русской армии, и в этом была большая заслуга моряков-черноморцев. В ночь с 14 на 15 мая 1877 года, когда через Дунай переправлялись главные силы, четыре минных катера — «Царевич», «Джигит», «Ксения» и «Царевна» кильватерным строем двумя колоннами скрытно вошли в Мачинский рукав, держась ближе к берегу. Обнаружив турецкие броненосные суда в 2 ч 30 мин., катера предприняли атаку на турецкий монитор «Сейфи». Первым открыл стрельбу катер «Царевич» под командованием лейтенанта Ф.В. Дубасова.
Сблизившись с «Сейфи» и стараясь выйти из сектора обстрела башенных орудий монитора, катер на 4-узловом ходу спустился под корму монитора и ударил шестовой миной в подводную часть «Сейфи», который, несмотря на пробоину, остался на плаву. Катер Ф.В. Дубасова также получил повреждение: во время атаки от волны при взрыве мины он был залит водой и на некоторое время лишился хода. Для поднятия пара в котлах быстро отливали воду, и пока на «Царевиче» устраняли неполадки, к монитору подошёл катер лейтенанта А.П. Шестакова «Ксения» и ударил шестовой миной в середину левого борта «Сейфи». От взрыва турецкий монитор быстро пошёл ко дну, но катер А.П. Шестакова тоже едва не погиб, запутавшись винтом в обломках тонувшего монитора. Винт «Ксении» очищали у самого борта погружавшегося монитора, из башни которого турки продолжали стрелять. Оба катера производили атаку под градом бомб и пуль от трёх мониторов.
За ночную атаку в Мачинском рукаве лейтенанты Ф.В. Дубасов и А.П. Шестаков были удостоены орденов Св. Георгия 4-й степени. 15 мая 1877 года Главком великий князь Николай Николаевич телеграфировал из Плоешти брату генерал-адмиралу Константину Николаевичу: «Сегодня сам возложил на Дубасова и Шестакова Георгиевские кресты. Эти молодцы шли на верную смерть, только Бог спас их от гибели». Александр II, узнав эту новость, также телеграммой известил Константина Николаевича: «Моё сердце радуется за наших молодцов моряков».
http://history.milportal.ru/2018/04/velikaya-osvoboditelnaya-vojna-operacii-na-more/