В кино еда уже много десятилетий служит метафорой далеко не только потребности набить желудок, но и десятков самых разных идей. Самые показательные из них — в галерее «Ленты.ру».
Профессор Кембриджа Дженнифер Уоллес как-то писала, что «метафорические возможности еды на киноэкране бесконечны». Вряд ли она при этом предполагала, что однажды найдутся киношники, которые сделают продукты стихийным бедствием: падают с неба ножки Буша, проливается дождь из чизбургеров, сменяясь градом фрикаделек. Тот самый случай, когда уничтожать продовольствие — жизненная необходимость, иначе можно в подливе утонуть.
Яростная антибуржуазная сатира Марко Феррери рифмует чревоугодие с оргией и видит в обжорстве элиты общества символ упадка и совсем уж гротескной, раблезианской распущенности власть имущих. Кинематограф классового возмущения как он есть.
Сюрреалистический магнум опус чешской бунтарки Веры Хитиловой отправляет своих героинь-нонконформисток потоптаться на предназначенном для функционеров компартии столе. Идеальный антитоталитарный бунт, высмеивающий не жестокость социалистической системы, но ее врожденное лицемерие.
В самом поэтичном — и откровенном — фильме тайваньского визионера Цая Мин-ляна арбузы не только рифмуются с распахнутыми женскими гениталиями, но и оказываются абсурдистской, эффектной метафорой бесчувствия нашего века, одержимого сексом даже в отсутствие любви.
В картинах Луиса Бунюэля званые, со сменой блюд обеды всегда символизируют желание человечества внести в хаос бытия хоть какой-то порядок. В «Скромном обаянии» эта идея выворачивается наизнанку. Лишая собравшихся на трапезу привилегированных героев собственно еды (прислуга старательно разносит пустые блюда), Бунюэль показывает — за социальные ритуалы буржуазия будет всеми силами цепляться все равно, ведь именно они ее легитимизируют. Как бы в желудке ни урчало.
Самая каноническая сцена в боксерском кино всех времен — если нет нормальной груши, найди себе мясную тушу, решает Рокки Бальбоа и отрабатывает хуки с джебами на бедной говядине. Успех на ринге с такими тренировками — дело времени.
Еда и секс — потребности для человека базовые, поэтому логично, что и на киноэкране кто-то однажды должен был их скрестить. Куда более известны, конечно, сцены с клубничкой и прочими деликатесами в «9 1/2 неделях», но на самом деле эротическую мелодраму на несколько лет опередил культовый японский «Одуванчик» Дзюдзо Итами. Здесь двое охваченных страстью влюбленных перекатывают друг другу в рот яичный желток — все фрейдистские прочтения этой знаменитой сцены только приветствуются авторами фильма.
Еще со времен немого кино сцены кидания тортами служили многим режиссерам важной комической отдушиной. Никто при этом не задействовал акт бросания в соседа сладостей так тонко, как Алан Паркер в «Багси Мэлоуне». В этой музыкальной пародии на гангстерское кино сладкие пушки заменяют списанным с Аль Капоне и компании малолетним бандитам настоящие — сцена решающей, многофигурной перестрелки поэтому получается и тотальным праздником непослушания, и едкой сатирой на чуть что хватающийся за настоящее насилие взрослый мир.
Фирменный Маленький бродяга Чарли Чаплина в «Золотой лихорадке» очень-очень голоден — строго говоря, весь сюжет держится на его желании поесть. Но красота искусства важнее голода — заполучив пару кусков хлеба и оказавшись в дамской компании, бродяга не удержится от желания впечатлить девушек настоящим столовым балетом.
В самом алленовском из всех фильмов Вуди Аллена каноническая сцена с варкой лобстеров оказывается идеальной, уморительной элегией из жизни влюбленных: ракообразные разбегаются по кухне, а попытки их поймать героев сближают — пока Энни не устанет от неловкости своего партнера и не сбежит уже сама. То же в итоге случится и с их романом.
В программном фильме Питера Гринуэя выбранный главным местом действия ресторан даже выглядит как адская кухня, где варятся самые базовые, примитивные и неистребимые человеческие инстинкты. Эти инстинкты могут затихать — пока герои обедают, но стоит пище иссякнуть, как недолгий порядок вновь обернется хаосом, причем уже людоедским.