Найти тему
Notae Rarae amatoris

Последний воин Республики. Гай Кассий Лонгин.

"Голова старого римлянина", мрамор. Приписывается Гаю Кассию.
"Голова старого римлянина", мрамор. Приписывается Гаю Кассию.

Гай Кассий Лонгин, помещенный Данте в последний круг Ада вместе со своим товарищем по заговору, был одним из героических людей, составлявших остатки республиканцев Рима. Член одного из известных плебейских родов, Лонгин уже в юности отметился нелюбовью к диктаторам: если верить Плутарху, Гай побил Фауста Корнелия Суллу, превозносившего единовластие своего отца, Луция Корнелия Суллы Феликса. Получил хорошее образование, изучал на Родосе философию.
В пятьдесят третьем году до рождения Иисуса Христа Кассий участвовал в походе Красса и печально окончившейся для римлян битве при Каррах, после смерти Красса вернул легионы в Сирию и некоторое время защищал границу с парфянами. Участвовал в подавлении мятежа царя Аристобула, взяв крепость Тарихея и пленив тридцать тысяч евреев. Вернувшись в Рим в пятидесятом году до нашей эры, Кассий стал народным трибуном и встал на сторону оптиматов в имевшей место гражданской войне Цезаря и кo.

Аристобул II, выдуманное изображение из "Promptuarii Iconum Insigniorum"
Аристобул II, выдуманное изображение из "Promptuarii Iconum Insigniorum"

Помпей доверил Лонгину командование сирийским флотом, и тот использовал его с большим успехом против цезарианских кораблей. Так, в Мессине Кассий застал флот под командованием некого Марка Помпония дезорганизованным и, используя брандеры, поджег все тридцать пять его боевых кораблей и многие из них сжег. Несмотря на то, что в Мессине стоял легион, город был близок к капитуляции. Он также имел успех, применив сходную тактику при Вибо (совр. Вибо-Валентия), хотя там ветераны цезарианских легионов, взяв некоторые корабли, захватили две квинквиремы и три триремы. До самого Фарсальского сражения Кассий продолжал наносить ущерб морским коммуникациям у италийских берегов. После поражения Помпея Лонгин направился к Геллеспонту, чая заключить союз с понтийским царем, но был перехвачен и сдался Цезарю. Цезарь сделал Гая своим легатом, и он участвовал в войне с Фарнаком II, тем самым понтийским царем, но сражаться с Катоном и Квинтом Цецилем Метеллом Пием Сципионом (любопытно, что последний не имел добродетелей ни Квинта Цецилия Метелла Пия, ни Сципиона) в Африке отказался. Следующие два года он занимался устроением своей политической карьеры и стал очень дружен с Цицероном. В 44 году до н.э. Лонгин стал перегринским претором.

Неизвестно, что повлияло на Лонгина больше: неприязнь к Цезарю его близкого друга-республиканца Цицерона, его собственные республиканские взгляды или же простое недовольство назначением Брута городским претором, но он примкнул к антицезарианскому заговору. Согласно Плутарху и Веллею Патеркулу, Лонгин предлагал убить и Антония, чтобы спасти Рим от тирании (а ведь Цицерон позже сетовал на то, что, действительно, Рим не был спасен, поскольку Антоний был жив и сумел взять власть), но Брут его отговорил.

После убийства Цезаря Кассий направился на восток и легко получил там людей и деньги. Затем он разбил Публия Корнелия Долабеллу, соединился с Брутом, взял Родос. В 42 году Кассий и Брут перегруппировались в Сардах, переправились через Геллеспонт и остановились у македонского города Филиппы. Кассий не желал давать решающее сражение, понимая свое превосходство в море (адмирал Гней Домиций Агенобарб располагал ста тридцатью кораблями) и опасность, исходившую от ветеранов Цезаря, желая занять сильную оборонительную позицию и победить триумвиров, тревожа их коммуникации. У Филипп республиканцы располагали семнадцатью легионами и сильными укрепленными позициями, армия же триумвиров насчитывала девятнадцать легионов и много союзных конников (согласно Аппиану, в районе 33 тысяч). Союзная конница республиканцев насчитывала 17 тысяч человек, из которых 5 тысяч были конными лучниками в парфянском вкусе.

Схема битвы при Филиппах.
Схема битвы при Филиппах.

Битва началась третьего октября. В то время как спровоцированные легионеры Брута атаковали Октавиана без приказа и имели великое счастье разбить его, взяв три аквилы и лагерь. Антоний же перебрался через труднопроходимые болота, атаковал фортификации и захватил лагерь Кассия, отбив контратаку его солдат, отошедших ранее южнее в качестве ответа на маневры Антония (ранее его солдаты построили гать на болотах, и Кассий ответил на это переброской солдат в болота и возведением стены с намерением отсечь правое крыло Антония, и лагерь остался с очень слабой охраной).

Не зная о поражении Октавиана, Кассий решил, что битва была проиграна, и совершил самоубийство. Смерть лучшего из двух полководцев в республиканском лагере и алчность солдат Брута, которые вместо преследования легионеров Октавиана принялись грабить его лагерь не позволили добыть победу в первый день и предопределили полное поражение республиканской армии на второй. Кассий, погибший в день своего рождения, был оплакан как последний из римлян и похоронен на острове Тасос.