Найти тему
ABW

И до ATV добрались: тестируем "взрослый" электроквадроцикл

"… и тишина!" - сразу вспомнилась знаменитая фраза Савелия Крамарова из "Неуловимых мстителей". Руль рвется из рук. Чтобы не вылететь из седла, приходится сжимать его ногами. Колеса мечутся вверх-вниз на ямах, нужно уворачиваться от низких веток - 50 км/ч по лесу ни разу не шуточная скорость… Но все это "шоу" происходит в абсолютной тишине! Ведь вместо обычного ДВС у этого испытательного "мула" от компании "Лаборатория 7" - 3-киловаттный электродвигатель. 

-2

Детские электрические квадроциклы уже давно перестали быть экзотикой, а вот со "взрослыми" моделями пока как-то не срослось: в этом мире бал по-прежнему правит ДВС. И это странно, потому что после короткого тест-драйва электро-ATV мы обнаружили в нем больше плюсов, чем минусов. 

"Экстремалов" и спортсменов сразу просим не отвлекаться от своих дел - эта техника не про них. Электричество и влага не союзники, поэтому ни о каком жестком офф-роуде с бродами и болотами и речи быть не может. А вот обычная дачно-лесная или прокатная эксплуатация - пожалуйста, и именно в таких режимах электро-ATV сможет продемонстрировать все свои преимущества. Впрочем, об этом чуть позже, а пока давайте познакомимся с самим проектом. 

-3

Данный экземпляр куплен в Китае компанией "Лаборатория 7" для испытаний и обкатки новых технологий. Помните их проект футуристического трактора? Его перспективы пока туманны, поэтому компания переключилась на более актуальный транспорт - квадроциклы. Кстати, первыми, кто проявил интерес к электро-ATV, стали спецслужбы: для их задач такой транспорт подходит просто идеально!

В данной спецификации электроквадроцикл может проезжать до 100 км на одной зарядке, притом что у него обычные свинцово-кислотные аккумуляторы общей емкостью 5 кВтч. Время полной зарядки - порядка 8 часов. Электродвигатель развивает мощность 3 кВт, выдавая крутящий момент примерно 40 Нм во всем диапазоне оборотов. Для сравнения: у бензинового китайского квадроцикла с ДВС объемом 400-500 "кубиков" максимальный крутящий момент составляет порядка 32-38 Нм, но при довольно высоких 5000-6000 об/мин.

Максимальная скорость электро-ATV - 50 км/ч, но при желании заказчика можно установить более мощный мотор (5кВт), и тогда квадроцикл станет резвее. Причем это не сильно отразится на цене, поскольку самое дорогое в этом проекте - шасси и батареи. Кстати о цене: по расчетам "Лаборатории 7" при серийном производстве электроквадроцикл в такой спецификации будет примерно на 15-20% дороже своего серийного китайского аналога с двигателем 400-500 "кубиков". И вот с этого момента уже можно начинать обсуждать преимущества электро-ATV относительно обычного "квадрика".

-4
-5

Первый плюс - не нужно покупать постоянно дорожающий бензин. "Заправляться" электричеством значительно дешевле, а если у вас дифференцированный тариф "день/ночь", то ночная зарядка будет вообще практически бесплатной. 

Второй плюс - низкая стоимость содержания. Вслед за бензином вы перестаете покупать масла, охлаждающие жидкости, не нужно делать ТО. По сути, за сезон поездок с электро-ATV не нужно делать практически ничего. 

Ну и третий плюс, а точнее, даже плюсы - эксплуатационные удобства. Электроквадроцикл не нужно заводить, прогревать - сел и поехал. Нет грохота мотора, соседские бабушки не ворчат вам вслед… Опять же в свете последних событий - особо старательные инспекторы ГАИ не слышат за километр, что где-то по лесу едет квадроцикл. А если он еще и в камуфляжной раскраске, для окружающих электро-ATV вообще становится невидимкой (возвращаясь к теме спецслужб). Ну и в целом именно тишина во время поездки дарит действительно незабываемые впечатления - ты вроде как и на "квадрике", но в то же время наедине с природой. С пассажиром опять же можно спокойно переговариваться - в общем, полный "дзен" для тех, кто любит лесные прогулки. 

-6

"А как же минусы?" - спросит читатель. Честно говоря, в самой идее электро-ATV лично для меня их нет. Пробег ограничен 100 км? Ребята, такой автономности вам хватит за глаза: даже после 50-60 км по лесным дорожкам большинство будет чувствовать себя вымотанным ковбоем, три дня скакавшим на лошади. Ведь на "квадре" не получается просто "сидеть" - нужно крепко держать вырывающийся из рук руль, балансировать телом, привставать на неровностях. В общем, для прогулочного формата такого пробега на одной зарядке более чем достаточно. 

Долгое время зарядки? Возвращаемся к предыдущему пункту - заряженный ночью "квадр" способен проехать 100 км, и вряд ли вы сможете наездить за день столько. А если кому-то позарез нужно больше, специалисты "Лаборатории 7" могут предложить различные решения - батареи можно заменить литий-ионными или даже литий-титанатными. В первом случае время полной зарядки уменьшится до 4 часов, во втором - до 20-30 минут. Правда, доплата за такую скорость заряда будет очень приличной: в первом варианте каждый кВт будет в 2-3 раза дороже, во втором - примерно в 7… Но зато у литий-титанатных батарей, как обещают, практически безграничный ресурс. 

-7

Но вернемся к недостаткам электро-ATV. Лично для меня единственным серьезным минусом данной модели является ее моноприводность - электродвигатель стоит только на задней оси, причем у межколесного редуктора нет даже банальной блокировки. Поэтому проходимость, скажем прямо, не самая высокая - "диагональ" словить проще простого, да и на скользком покрытии довольно много энергии уходит в бесполезные пробуксовки. 

-8

Впрочем, у "Лаборатории 7" есть ответы и на такие вопросы. Ведь "соль" проекта не в том, чтобы просто скопировать китайский электро-ATV и начать его производство в Беларуси. У компании другие планы - вместо обычного электродвигателя внедрить на ATV мотор-колеса, разработанные белорусским предприятием "Оптрон". Как понятно из названия, этот агрегат объединяет в себе сразу и колесо, и электродвигатель, а в маломощных версиях для велосипедов - еще и батарею, которая устанавливается внутрь мотор-колеса.

Использование мотор-колеса позволяет "демонтировать" из конструкции многочисленные детали трансмиссии, вдруг ставшие "лишними". Посмотрите на этот "квадрик" - здесь электромотор пристыкован к редуктору, из которого к колесам идут полуоси, поэтому даже на заднем приводе деталей получается довольно много: ШРУСы, пыльники, полуоси, редуктор. А с мотор-колесом все это становится ненужным, ведь оно и колесо, и одновременно движитель. По сути, из конструкции сразу можно убирать всю трансмиссию, оставив только подвески.

И это позволяет комбинировать самые различные варианты: в теории квадроцикл может быть хоть с одним ведущим мотор-колесом. Шутка, конечно, на заднем приводе их будет два, но если нужно, мотор-колеса можно поставить и на переднюю ось - получится 4х4. И главное - все это опять же без лишних деталей вроде коробки передач, "раздатки", карданов, редукторов и т.д. Для мотор-колеса нужны только батареи и блок управления, которые можно размещать в любом удобном для компоновки месте. 

-9

Мотор-колесо может быть разной мощности - от 1 до 12 кВт, что открывает весьма широкие перспективы его использования. Даже из этого китайского "квадра" можно сделать технику для любых задач - хоть моноприводную с большим пробегом для проката, хоть полноприводную "ракету" для спецслужб. Чтобы вы понимали: мотор-колесо на 12 кВт выдает крутящий момент порядка 200 Нм… Даже представить сложно, как и сколько будет ехать такой "квадр", особенно с литий-титанатными батареями…

Впрочем, это пока лишь проект мечты. Как обычно, все упирается в финансы, необходимые для исследований. Изготовить, собрать, испытать, настроить, переделать - весь этот процесс требует довольно много средств, которых пока нет. Но в "Лаборатории 7" полны оптимизма. И когда я спросил, сколько бы понадобилось времени, чтобы собрать и довести до ума мега-"квадр" с 4 мощными мотор-колесами, ее представитель задумался буквально на секунду: "Ну, если бы завтра выдали четкое ТЗ и необходимые средства, летом бы уже показали предсерийный образец…"

-10

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото автора
ABW.BY

Редакция выражает благодарность предприятию "Оптрон" и компании "Лаборатория 7" за помощь в организации теста

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber