Найти тему
Кот Учёный

Чем опасно струйное течение воздуха?

1960-1970 гг. 20-го века. Некий безвестный мужчина - отправляет в редакцию одной вечёрки рассказ, в котором описал любопытное происшествие давних лет.

1943 год, где-то у Северного Донецка. На огромной высоте, идут бомбить врага советские бомбардировщики. Но вдруг, они зависают в воздухе. Словно встряли во что-то вязкое. Неизвестно сколько это продолжалось ( вероятно, недолго). От испуга за советских лётчиков и удивления, которые испытал автор, он не запомнил сколько прошло времени. Истребители провисели так некоторое время. Затем еле-еле, будто пробиваясь через неведомую стену - двинулись вперёд.

Аналогичный случай произошел во время войны Америки с Японией. Американские самолёты, вылетая на вражескую страну, подобно советским бомбардировщикам повисли в небе, а потом стали пятиться назад. Лётчики сочли это за новое тайное оружие Японии, и развернулись обратно.

И лишь спустя много лет после войны, появилась информация о том, почему это произошло. А случилось это, благодаря высотным струйным течениям

Все, наверное, помнят с уроков географии, что атмосфера делится на сферы? Сначала идет тропосфера, за ней стратосфера, потом мезосфера, ну и так далее. Ну так вот. Между каждой сферой заложен небольшой промежуток воздуха, шириной 1-3 километра. Называется он паузой. Тропопауза, стратопауза и т.д. И вот в этих самых паузах, регулярно дуют буранные ветра, со скоростью 80-100 м/с.

Именно в такой поток и попали русские и американские бомбардировщики.

Так как скорость истребителей тех времен не превышала 300 км в час, лётчикам, попав в подобный поток, было очень сложно с ним справиться

Но даже в наше время, подобные течения могут наносить большой вред. Так, например, где-то в Америке был случай при посадке самолёта.

Дело происходило ночью. Была тихая безветренная ночь. Ничего не предвещало беды. До посадочной полосы оставалось полкилометра. Но тут самолёт угодил в воздушный поток, который понес технику - вперёд по течению. Авиатор попытался понизить скорость посадки, но когда осталось 200 метров до посадки, ветер вдруг затих. Если бы не опытность пилота, который моментально включил моторы на всю мощность, самолет мог упасть с высоты в 200 метров.

Также они могут распространять огонь на большое расстояние. При пожаре, горящие ветви поднимаются теплым воздухом в небо. Далее их подхватывает течением и переносит в другие места, где падая они могут вызывать возгорания.

Интересно, что определённые категории перелётных птиц, отправляясь в тёплые края, используют для облегчения полета струйные течения.

Это природное явление начали изучать относительно недавно, поэтому мер борьбы с ним пока не так уж и много. Однако синоптики не спят, и в мире, постепенно, появляются различные способы определения скорости и направления таких ветров.

К примеру, перед пуском ракет, или перед авиаперелётами, с грузовых самолётов сбрасывают в воздух дымовые гранаты. Затем по направлению дыма определяют степень угрозы воздушного течения.

Наука
7 млн интересуются