Модели! У любого парня, по-хорошему "повернутого" на машинах, они вызывают трепет и потерянные 10 минут жизни. Разглядывать, вертеть, высматривать "косяки" по сравнению с реальным автомобилем… Но у ребят из VivaScaleModels недочеты найдешь едва ли. Эти белорусы почти 10 лет занимаются профессиональным изготовлением моделей самого высокого класса. ABW.BY побывал в гостях фирмы и узнал, сколько в среднем стоит их продукция.
"Модель? Нет, до этого еще не все дошли"
Раньше офис и мастерская компании находились в военном городке Уручье. Сейчас они переехали в Колодищи. По словам директора VivaScaleModels Ивана Тиринова, здание в этом агрогородке лучше соответствует потребностям моделистов.
Масштабными копиями существующих машин они занялись не просто так. Иван, например, чемпион Европы по судомоделизму, выигрывал турниры в Беларуси, России и Польше. "Дома висит столько медалей, как на собак обычно вешают", - шутит директор. Навыки из спорта и кружков пришлись очень кстати. Годами был наработан очень большой опыт по производству моделей, которые позже можно было продавать.
"За почти 10 лет моделей под 300 мы построили, - рассказывает Иван. - Как правило, делаем их из различных пластиков, металлов, ПВХ, оргстекла - долговечных материалов. Мы не работаем ни с бумагой, ни с картоном. Масштаб? Всем известно, что традиционный масштаб коллекционирования моделей автомобилей - это 43-й. Как правило, это подходит для сувениров. Если речь идет о выставке, то это 20-й и 10-й масштабы".
С белорусскими заводами компании удалось наладить контакт почти сразу. Среди крупных заказчиков - МАЗ, МЗКТ, Stadler и другие отечественные предприятия. Но достучаться до некоторых иногда очень тяжело.
"Почему-то производители еще с советских времен считают, что их технику должны сами разбирать со склада. Приезжаешь на выставку - от завода сидит один мужик с плакатом, где сфотографировано его газонокосильное оборудование на тракторе, и он с ноутбуком готов визитку тебе дать. Вот так пытаются продать продукцию.
Таких примеров масса. Заводам рассказываешь, показываешь, объясняешь: "ну вот же рядом БЕЛАЗ и МАЗ стоят, они с моделями! - Нет, у нас на это нет денег, мы это не хотим". Приходится доказывать. С другой стороны, приезжаешь на немецкую выставку - там просто все в моделях! Это считается хорошим тоном: если у тебя серьезное предприятие, то у тебя должна быть модель. У нас за 15 лет пришли к тому, что каждое уважающее себя предприятие делает ручку с логотипом. Модель? Нет, до этого еще не все дошли".
Иван подчеркивает: VivaScaleModels - компания мелкотиражная, делает эксклюзивные вещи: выставочные модели, которые идут как правило в единственном экземпляре, или мелкоcерийные образцы-сувениры. Практически с каждым заводом подписан договор о конфиденциальности. Мастерской предоставляют довольно полную конструкторскую документацию, и по ней проектировщики разрабатывают модель.
Иногда у мастерской появляются неожиданные трудности. Казалось бы, заказ получен, можно приступать к работе. Препятствия внезапно ставят "особо творческие" сотрудники предприятий. Иван приводит один из недавних примеров.
"Есть заводы, где сидят конструкторы, которые считают, что они придумали настолько важное и незаменимое крыло машины, что его чертеж они дать не могут. Пока к ним не зайдешь из дверей повыше, пока им сам директор завода не объяснит, что надо дать - это реклама, это будущие деньги от продаж, - ни в какую. Даже когда объясняешь, что эта машина по улице ездит, если захочу украсть наработки - сфотографирую, отсканирую в 3D - все равно нет. Тяжело достучаться".
Еще одна сложность в производстве - время. Очень часто заказчики вспоминают, что на выставку им не с чем ехать за 2-3 суток до открытия.
"Естественно, им приходится переплачивать за нашу сверхурочную работу. Такие проекты наиболее сложные, потому что тут надо очень глобально рассчитать время и все успеть. В среднем тратим на изготовление модели от месяца до двух", - поясняет Иван.
Изготовление модели - дело недешевое. В среднем, по словам руководителя компании, выставочная модель стоит от нескольких тысяч рублей и выше.
"Всегда найдется какой-то домушный мастер, который может сделать дешевле. Но вопрос, в каком качестве и из чего. У нас есть море примеров, когда заказчики собирают коммерческие предложения, нас не выбирают из-за цены. Проходит месяц - они звонят и судорожным голосом кричат: "Готовы платить любые деньги, только сделайте. Нам сваяли такое, простите, дерьмо, что мы его не приняли и не знаем, что сейчас делать - на выставку место запланировано под модель".
С обычными коллекционерами VivaScaleModels работает, но крайне редко. И вопрос не только в стоимости работ.
"Если раньше ручная работа ценилась и стоила адекватных денег, то теперь есть несколько обстоятельств. Китай стал производить коллекционные машины. С ним конкурировать просто нереально - там большие заводы и выгодные цены. Основной рынок сбыта - это, конечно, была Россия. Но после известных событий 2014 года тамошний курс настолько упал, что наши цены стали просто неконкурентоспособны на их рынке. Сейчас наш основный рынок на 90% - это Беларусь.
Для частных клиентов мы давным-давно ничего не делаем. У нас выведена определенная формула. Себестоимость одной модели - примерно три тысячи рублей. Если мы делаем серию, тогда эта модель считается мастер-моделью - эталоном, проще говоря - и мы ее тиражируем. В таком случае стоимость разработки делится на тираж, потому что на вторую и следующие модели не нужно заново собирать документацию и проектировать, модель сделана по лекалам. Если тираж 10 моделей, то девять будут стоить 400 рублей и одна 3 тысячи. Если тираж тысяча моделей, то каждая будет стоить не 400 рублей, а соответственно меньше", - по-быстрому рассчитывает директор.
Министры и тендеры
Просим мастеров показать модели. Их мало - все потому, что заказы сразу же отдаются, а себе моделисты оставляют только отдельные образцы.
Например, вот такую модель пожарной техники.
"Мало кто знает, но в Беларуси есть частное производство пожарных машин, - просвещает Иван. - Это компания "Пожснаб" из Борисова. Большинство пожарных машин, которые закупаются государством, оттуда. С ними мы сотрудничаем больше пяти лет. Они заказывают сувенирные модели и дарят их высоким чиновникам, крупным клиентам. Это очень хорошая реклама. Допустим, дарят они главе МЧС России эту модель. Министр ставит эту модель у себя в кабинете и в любом случае он за нее цепляется глазами каждый день. Когда возникает вопрос по тендеру, у человека в любом случае всплывает из памяти эта модель".
Один из постоянных клиентов VivaScaleModels - Stadler. Для него мастерская построила много моделей.
"Первую модель изготовили, еще когда не было завода в Беларуси. Заключили договор напрямую со швейцарской компанией. А вот модель, которую они в Питер поставляют, "Чижик".
Европейские компании идут нам навстречу. Сейчас мы активно над этим работаем. Готовим новый сайт, который будет многоязычным. Пока он только на русском – соответственно, мы не можем прийти в Европу и сказать: посмотрите, у нас сайт на русском, мы все красиво делаем. Это не серьезно, на это даже нет смысла деньги тратить. Европейский рынок - он живой, там совсем другие масштабы и цены".
Раньше VivaScaleModels выпускали серию трамваев для коллекционеров. Но она благополучно умерла с приходом "китая".
Или вот такие автобусы. Они ездили по первому аэропорту Минска - советские, перонные.
Делали моделисты и копии буровой техники на шасси известной всем "шишиги".
"Последний наш довольно крупный заказ - и по объему, и по срочности - для EXPO-2017 в Астане делали три модели. Построили для заказчика электробус, комбайн "Гомсельмаш" и модель автобуса МАЗ с газовым оборудованием", - рассказывает директор и демонстрирует фотографии, которые остались в архиве мастерской.
"Даже сами продавцы первых 3D-принтеров не умели на них работать"
Одно дело услышать, как делают модели. Другое - посмотреть на это своими глазами. Вместе с Иваном спускаемся из его кабинета на первый этаж – там мастерская, там кипит работа. Море света, кругом чертежи, заготовки и мастера. Обычно в работе порядка семи-восьми проектов в месяц. Одни уходят, другие добавляются.
К сожалению, автомобилей в работе в момент нашего визита не было - в ходу заказы на макет завода и одну диораму, ведь компания делает модели чего угодно, в том числе архитектурных проектов. Вот типовой магазин "Евроопта", например.
Иван потихоньку ведет нас по мастерской и рассказывает про все стадии изготовления модели. Получить чертежи от заказчика - это еще не все. Нужно адаптировать их под модели.
"Какую бы документацию нам не давали, но если мы все уменьшаем в масштабе, то все толщины, все размеры убегают. Приходится какие-то вещи увеличивать, какие-то уменьшать, дорабатывать, объединять", - объясняет руководитель фирмы.
На столах рядом с 3D-принтерами расположились "Буки". К счастью, воевать они не смогут, а для эффектной диорамы вполне сойдут.
Параллельно расспрашиваем директора о том, как мастерской работается с 3D-принтерами. Еще семь-восемь лет назад все модели делались вручную. Сейчас процесс изменился: человек просто занимается доводкой распечатанных деталей.
"3D-печать нам существенно облегчила работу, но совладать с ней поначалу было очень сложно. Даже сами продавцы первых 3D-принтеров не умели на них работать. Мы с нуля учились. У принтеров нового поколения в разы все проще - любой офисный работник может нажать три кнопки и что-то вырастить. Но детали после печати в любом случае нужно дорабатывать. Принтеры ставят поддержки, от них остаются следы. Это нужно зачищать, грунтовать, красить, чтобы в итоге это все было красиво.
Расскажу историю в тему. Работал у нас тогда один проектировщик. Посмотрел он один проект - как раз при нем мы строили Stadler - и уволился. Внезапно в Минске открывается компания, которая строит макеты и модели. Не знаю, какими знакомыми, но у Stadler она берет следующий заказ. Строили они модель троллейбуса и модель трамвая. Вот это готовая выставочная модель троллейбуса в 20-м масштабе. Сделана на 3D-печати. Завод ее, естественно, не принял.
Вот "морда" трамвая, его не закончили делать. Видно, что они "немножко" шпатлевочки подложили - видимо, с печатью что-то пошло не так. Честно говоря, мы когда вручную делали, получалось лучше. Stadler, естественно, позвонил нам и попросил срочно сделать модели.
А вот на контрасте наша модель электробуса".
Почувствуйте разницу, как говорится.
"Надо идти в Европу и Азию"
Тем временем экскурсия по производству продолжается. К покраске в мастерской относятся скрупулезно: детали, как и в настоящем автомобиле, грунтуются, зачищаются. Только после этого они красятся. Если надо, они еще покрываются лаком, но это не везде требуется. Для покраски выделено отдельное помещение.
"Отдельно у нас вакуумное литье - это если надо что-то протиражировать. Видели "Буки"? Гусеницы на них одинаковые. Мы их тиражируем через формы", - Иван демонстрирует нежно-розовые оснастки, их которых выросла деталь военной техники.
Сейчас в VivaScaleModels трудятся 10 человек, которыми очень дорожат, поскольку в Беларуси моделистов практически никто не обучает. Компании приходится учить их самостоятельно.
"На обучение уходит примерно год - человек работает, но ему даются несложные задачи, которые не требуют высокой квалификации. Потихонечку добавляется что-то более сложное. Через год-два-три человек набирается такого опыта, что ему можно доверить что-то собрать".
Делаем еще пару снимков и идем на выход. Что ждет VivaScaleModels?
"Планы - вопрос сложный, ведь живем в Беларуси, где планировать что-то сложно. Планируем расширяться. Нужны новые рынки - Беларусь мы всю охватили и здесь не за что бороться, разве что за разовых заказчиков. Надо идти в Европу и Азию", - решительно настроен руководитель компании.
Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ
Фото автора и из архива VivaScaleModels
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber