Найти тему

Средневековое наследие Александровской слободы

Реконструкция Троицкого собора Александровского кремля по В.В. Кавельмахеру.
Реконструкция Троицкого собора Александровского кремля по В.В. Кавельмахеру.

17-летнее пребывание в Александровской слободе Ивана IV Грозного прочно вписало ее в историю нашей страны. Вне всякого сомнения, основное наследие Слободы – это ее архитектурные памятники, которые донесли до нашего времени культурный код XVI века. Их изучению архитектор В.В. Кавельмахер посвятил более 20-ти лет своей жизни. Давайте обратимся к его авторитетному мнению.

Исследователь считал, что до разрушения в период Смутного времени польско-литовскими интервентами Государев двор был обширным укрепленным замком. Его деревоземляные стены были облицованы кирпичом и защищались валами и рвами. В центре крепости находились большие каменные палаты, четыре церкви, а также каменные и деревянные жилые и хозяйственные постройки, соединенные деревянными переходами. Царский дворец представлял собой уменьшенную модель Большого Кремлевского дворца в Москве. «Самая большая церковь дворца – Покровская (далее будем называть ее, как сейчас, Троицкая) – была соборной, две церкви средних размеров – Троицкая (далее будем называть ее, как сейчас, Покровская) и Успенская – домовыми, а столпообразная церковь «под колоколы» Алексея митрополита (Распятская колокольня) служила для отпевания умерших».

Троицкий храм Слободы является научно доказанной сакральной копией Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, но по размеру он больше своего предшественника. Ученый считал его самой большой одноглавой церковью на Руси. Уже в XVI культовые сооружения таких объемов строятся трех- или пятиглавыми. По мнению В.В. Кавельмахера, Троицкий собор не идет «ни в какое сравнение с монастырскими, приходскими, архиерейскими церквями XVI в, ни с одним зданием, кроме двух дворцовых церквей Большого Кремлевского дворца в Москве – Благовещенского и Архангельского соборов (особенно Благовещенского)». Он был построен сразу же после Архангельского собора Московского Кремля, они сопоставимы и соразмерны. Его изначальное двухцветие - красно-кирпичные стены с резными белокаменными деталями, говорит о том, что церковь, как и кремлевские храмы, были построены мастерами-итальянцами. В пользу этого свидетельствуют и, к счастью, не утраченные в ходе реставраций соборные паперти.

«[Троицкий] собор дошел до нас с частью дворца. Такой счастливой судьбы не выпало ни одному из сохранившихся княжеских или боярских подмосковных храмов. С [Троицким] собором выдерживает сравнение только еще один домовый великокняжеский храм – Благовещенский собор, к которому примыкают два дворцовых крыльца, паперть и стена палаты. Однако все перечисленные объемы, стянутые в единый узел на папертях Благовещенского собора, разновременны. В Александрове – одновременны.

Паперти [Троицкого] собора представляют собой выдающуюся историко-архитектурную ценность. Это не церковные паперти в обычном смысле слова, в обычном понимании. Это паперти огромного дворца с многочисленными входами и спусками. На них, кроме собора, стоят палаты, на них выходят крыльца. У них необыкновенные парапеты, их круглые столбы-колонны происходят из европейских дворцов…».

«…[Троицкий] собор Александровой Слободы – выдающийся памятник раннемосковской архитектуры времен «сложения русского национального государства». Он занимал третье место в церковной иерархии и третье по рангу государственного храма: первое – кафедральный Успенский собор, второе два дворцовых храма на Государевом дворе Московского Кремля. Колокольней трех московских соборов был столп Ивана Великого, колокольней дворцовых церквей Слободы – столп Алексея митрополита…»

В.В. Кавельмахер называл Распятскую колокольню одним из «наиболее загадочных сооружений русской архитектуры XVI в (с церковью Алексея митрополита внутри)», которое занимает выдающееся место в истории русской архитектуры. Исследователь считал, что в XVI в Распятская колокольня была крупнейшим на Руси подколоколенным сооружением, т.к. «комплекс Ивановских во главе с Иваном Великим в Московском Кремле в своем настоящем виде сложился только к 1680 г». Кроме этого слободская колокольня являлась самой ранней из городских шатровых часобитен, предшественницей часобитни Спасской башни Московского Кремля.

Помимо Распятской колокольни до наших дней дошел еще один шатровый храм Александровской слободы – Покровская церковь, домовый храм первого Ивана Грозного. Судя по одинаковым материалам (белый камень и красный кирпич одного стандарта, идентичное «якорное» связное железо), технике смешанной кладки, единому «итальянизирующему» архитектурному стилю, она была построена в тот же строительный период (1508-1513 гг), что и остальные три слободские храма. Как считают историки архитектуры, она стала прототипом для дальнейших шатровых церквей, и была построена до возведения церкви Вознесения в Коломенском, появившейся в 1530 году по случаю рождения у Василия III долгожданного наследника – Ивана.

То, что мы с вами можем уже привычно спуститься в ее подвалы, посетить ее подклеты, увидеть замечательную фресковую роспись шатра – заслуга архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова, проведших в середине прошлого столетия тщательные реставрационные работы. Не имеют аналогов шатровые фрески Покровской церкви. Ни в одном другом храме России шатры не расписывались. Их уникальность заключается также в том, что они никогда не поновлялись, следовательно, то же самое изображение видел первый русский царь, когда уединялся в своей Домовой церкви.

В.В. Кавельмахер обнаружил и раскрыл ее западный портал, некогда закрытый толстым слоем штукатурки. На его карнизе лежит закрученный жгутом кирпичный вал, опирающийся на белокаменные валики, украшенные розетками с веерообразным листовидным орнаментом, с окончаниями в виде «моллюсков». Вал сначала сложен из кирпича, а затем уже вытесан в виде жгута! Сегодня он нам привычен, а в конце XX века это открытие стало настоящей научной сенсацией.

Сегодня, вне всякого сомнения, ансамбль Александровского кремля является национальным достоянием России. Его сохраняет, изучает и образно представляет музей-заповедник «Александровская слобода».