Продолжение. Начало « Viva Rusia! Так начался бой в Сесенье...»
Было пять минут девятого. Несмотря на то, что за 10 лет до описываемых событий, испанцы вели жестокую колониальную войну против Рифского эмирата в испанском Марокко, в Гражданскую войну марокканцы, преимущественно берберы, поддержали Франко.
Причин было две:
Во-первых, среди республиканцев было много воинствующих атеистов и Франко умело эксплуатировал религиозные чувства мусульман. Хотя войну против республики, он назвал христианским крестовым походом.
Во-вторых, крайняя бедность берберов толкала их на участие в войне, в которой им, с одной стороны, неплохо платили, а с другой, они могли дополнительно обогатиться с помощью грабежей.
Марокканцы печально прославились крайне жестоким обращением с гражданским населением и пленными. Однако в бою, это были храбрые солдаты, умело применяющие тактику партизанской войны и активно использующие рельеф местности.
Почему разведка не обнаружил противника? Дело в том, что три танка обошли Сесенью с юга, а противник вошел в нее, тем временем, с северо-запада. Гористая местность и здания помешали тогда противникам увидеть друг друга.
Бой был стремительный и яростный
Подавляя неорганизованное, но отчаянные сопротивление франкистов, танки едва протискивались по узким улочкам города. Сталкиваясь с не успевший спешиться марокканской кавалерией, ее не только расстреливали из пулеметов, но давили гусеницами.
8:40 Достигнув западной окраины города и не обнаружив следов разведки, танки поворачивают обратно и продолжают сражение. Арман решает, что нужно закрепить успех и полностью разгромить гарнизон, чтобы оказать помощь республиканцам в занятии города.
Когда смотришь на узкие улочки Сесеньи с большим перепадом высот, где даже на современном автомобиле не везде легко проехать, то остается только удивляться бесстрашию советских танкистов, которые приняли бой в таких городских условиях.
Не стоит думать, что этот бой был легкой прогулкой для советских танкистов. На самом деле, растерявшись поначалу, франкисты очень быстро пришли в себя и начали оказывать организованное серьезное сопротивление. Доходило до того, что многие из них пытались затащить пулеметы и даже орудия на крыши невысоких домов Сесеньи, чтобы оттуда вести огонь по башням советских танков
Танкисты ведут огонь по домам и крышам из пушек и пулеметов. Многие дома совершенно разрушены вместе с солдатами противника. Увы, в ходе боя гибнут и местные жители. Танкисты также уничтожают средства связи — телеграфные столбы. Где это не получается, смельчаки высовываются из танков и под вражескими пулями перерезают провода. Один из испанцев башнёров при этом был тяжело ранен...
Бой длился до половины одиннадцатого, пока в небо не взмыли белые ракеты, приказывающие, как предписывает план, двигаться всем танкам дальше на запад к городку Эскивиас.
Однако, незадолго до этого при неудачном маневрировании с танком Селицкого случилась авария — сползла гусеница. Экипаж отказался от помощи товарищей, не желая их задерживать и 11 танков ушли на запад, надеясь, что республиканская пехота уже близко и поможет экипажу Селицкого, ведь с востока слышится беспорядочная стрельба.
Увы, они не знают, что «милисианос» ведут тяжелые бои с франкистами к востоку от Сесеньи
После того, как танки ушли в атаку и быстро оторвались от пехоты, подавленные было пулеметы и артиллерия противника снова заговорили и остановили республиканцев. Несколько раз они безрезультатно атаковали позиции противника, несколько раз они отражали контратаки франкистов, но до Сесеньи пехота Листера так и не дошла.
Исход боя решила авиация франкистов, с помощью которых к пятнадцати часам мятежники разбили республиканцев и заставили их отступить к Вальдеморо.
Но об этом танкисты узнают потом, а пока...
Двигаясь от Сесеньи до Эскивиаса, советские танкисты продолжали громить разрозненные части франкистов. Улочки расположенного на холмах Эскивиаса, такие же узкие, как и в Сесенье.
После успешного скоротечного боя, не углубляясь в извилистые улицы, рота Армана поворачивает на юго-восток к городку Борокс. Днем противника не было и танкисты к 13-и часам направились в точку сбора в треугольнике между Сесеньей, Эскивиасом и Бороксом.
Со временем там собралось 11 танков. По-прежнему не была известна судьба трех танков разведки. Однако, еще под Эскивиасом танкисты видели следы одного Т-26, ушедшего почему-то на юго-запад. А позже с точки сбора был замечен другой Т-26, быстро двигавшийся на восток в Сесенью. Про эти два танка мы расскажем позже, а вот что случилось с третьим — с танком Климова, его товарищи так никогда и не узнали. На родине экипаж Климова считался и до сих пор официально считается пропавшим без вести.
Только сейчас, благодаря фотографии размещенной на испанских сайтах, мы знаем, что этот Т-26 погиб в бою в Эскивиасе. У роты просто не хватило времени его обнаружить.
Прождав до 15-и часов, Арман принимает решение возвращаться на восток. Роту уже обнаружила авиация противника, Надо идти на соединение с пехотой. В боевое охранение определен танк Павлова. Его экипаж обнаруживает бронетехнику противника и Арман приказывает организовать засаду у дороги.
Так, 29 октября 1936 года произошел первый в истории Красной Армии танковый бой...
Окончание — Viva Rusia! Первый в мире танковый таран...