*
Чем быстрее движется поезд цивилизации, тем ближе он к взрыву и разрушению. Ибо всякое движение должно иметь цель, смысл, назначение, а движение цивилизации не имеет смысла, это движение ради движения. Скорость наращивается не для того, чтобы куда-то успеть, а для того, чтобы убежать от Истины, от Реальности, от Бога, от Долга, от угрызений Совести, от душевной пустоты, от обязанностей братской любви, от сознания нравственной грязи. Это движение не куда-то, а от чего-то, это не достижение Блага, это бегство от кошмаров. Скорость, на какой сегодня движутся люди, ведёт не к душевному покою и благоденствию, а к полному разрушению всего. К Благу на такой скорости не приближаются. Поезд, который везёт нас к определённой станции, замедляет ход, подъезжая к ней, и останавливается. Цивилизация же не может остановиться, потому что она везёт людей не к станции, а к пропасти. Мало того, цивилизация уже давно есть поезд, сорвавшийся в пропасть, и потому никак не могущий остановиться. Он остановится лишь когда упадёт на дно.
*
Цивилизованный человек от страха перед высшими и действительными обязанностями предпочитает лучше мучиться от вопросов, чем страдать от ответов.
*
Пс. 72,27: «Удаляющие себя от Тебя гибнут». — Как отдельный человек, отвернувшись от Тебя в своём сердце и разуме, кончает жизнь медленным или скорым самоубийством, так точно и весь мир, убегающий от Тебя, кончит только самоуничтожением.
*
Вся история человечества — это история о том, как люди борются против Тебя, против сердца, против Совести, против любви и дружбы, уклоняясь от Твоих повелений и от наказаний за это уклонение.
*
Душа, попадая в оторванный от живой Природы мир, перестаёт видеть и чувствовать Бога, теряет смелость исполнять Его Волю, и, как слепой, брошенный котёнок, начинает ползать по духовным свалкам и нравственным канализациям, обнюхивать сточные канавы и есть всевозможные духовные отбросы, гниль и мерзость. И к тридцати годам, если она не узнает что-то истинное о Боге и, бросившись на колени, не обратится к Нему в порыве слёзной нежности, любви и раскаяния, то неизбежно превратится в очередной кусок мусора на бескрайних помойках цивилизации.
*
«Я победил мир» (Ин. 16,33). — А кого побеждают, друга ? Нет, врага. Значит, мир, цивилизация — истинные враги Бога, Души и Вечности. Но никто так не помогает познать себя и стать собой, как истинный враг.
*
Империя и Капитал — два разбойника, которые лишают человека образа и подобия Божия, и превращают его или в ограниченного фанатика или в морального урода, в раба идеи или в раба плоти. Хочешь вырваться из их лап — стань рабом сердца и разума, стань слугой возвышенных желаний твоей души и жертвенной жалости к тем, кто слабее тебя.
*
Духовное богатство — это такое же уродство, как и богатство материальное. Потому что богатство — это всегда необходимое плюс много лишнего. А истинная жизнь — это только необходимое, должное, нужное. Лишнее давит, мучит, требует раздачи, освобождения; необходимое, должное, нужное успокаивает, оберегает, спасает, возвращает к жизни. — «Невозможно богатому войти в Царство Божие». — Вóт почему в своё время, избавившись сначала от материальных и телесных избытков, мне пришлось избавляться от избытков духовных, умственных: от мирской образованности, от ложной воспитанности, от книжных и опытных знаний, которые, как и любые излишества, могли быть употреблены только во вред себе и людям. Причина такого ужасного перекоса в материальной и в духовной жизни людей коренится в том, что одни люди не любят и обманывают других людей, делая их рабами своего материального и духовного обогащения; а другие — не любят и ненавидят первых, но поставлены в такие условия, в которых вынуждены делать за них то, что те должны были бы делать для себя сами.
*
Истина вечной жизни — это сама простота, ибо она заключается в том, чтó всем известно и понятно: есть Отец, есть Мать и есть Дети и между ними должна быть любовь и безопасность вовеки. — Но пройти к этой простоте, а тем более, подчинить ей свою жизнь, свою душу, своё внутреннее и внешнее поведение возможно лишь через мучительное и болезненное освобождение от всевозможных идиотских сложностей и преступных извращений, нагромождённых в сознании каждого человека обезумевшей жизнью трусливого, лживого, бессердечного, умственно больного и продажного мира.
*
Бог — это не то, чтó гудит на улицах и манит на площадях. Бог — это то, чтó ждёт тебя за всем этим, когда оно полностью обманет тебя.
*
Люди становятся родными и близкими, когда в нуждах и лишениях могут помочь и послужить друг другу. Цивилизация же, посредством рабов, машин и бесконечных изобретений удовлетворяет почти все нужды и устраняет почти все лишения, и именно этим разделяет, разобщает, разъединяет людей, делая их чуждыми и совершенно ненужными друг другу.
*
Людоедство есть высшая форма гуманности. Рабство есть высшая форма бесчеловечности. Людоед сжирает тело человека, лишь на миг испугивая его душу. Рабство сжирает дух человека и калечит его нрав, десятилетиями издеваясь над его душой, постепенно и неуклонно отторгая её от Бога, от Любви, Веры, Надежды и Вечности.
*
Красота — это самая тонкая и самая прочная сетка той тюрьмы, в которой нас держат. Уродство — это самая прочная и самая острая пила, какой можно распилить эту сетку. Чтобы спастись из тюрьмы, отыщи в красоте уродство, а в уродстве — красоту.
*
В цивилизации самой по себе всё бессмысленно, всё ложно, всё нежизненно, всё преходяще. И если бы мы не использовали всё наполняющее её для того, чтобы углублять нашу любовь друг к другу, воспитывать жалость к младшим, милость к падшим, сострадание к слабым и искалеченным, то оставаться здесь незачем было бы даже и на минуту, потому что терпеть то, чтó мы терпим здесь, можно только ради того, чтó вечно, а вечна только любовь.
*
Природа, угрожая жизни, делает мечтою жизнь. Цивилизация, защищая от смерти, делает мечтою смерть.
*
В цивилизованном мире — в мире постоянной борьбы и соперничества — побеждает не сильный, не умный, не добрый, не смелый, честный, а подлый. И если из всех соперничающих между собой форм жизни побеждает сначала рабовладельческая, а затем научно–техническая цивилизация, то только потому, что и та и другая являются вершиной подлости и гнусности человеческой. А тот, кто уже в самой цивилизации одерживает первенство на мировой арене, есть лидер аморальности, подлости и гнусности среди всех остальных. Таким образом, известное изречение: «Выживает сильнейший» — это лишь прикрытие истинного положения вещей, согласно которому выживает подлейший, то есть совсем не тот, который должен был бы выжить, если бы борьба между человеческими существами была такой же честной и открытой, как борьба в животно-растительном царстве. В Природе борьба повсеместна, но борьба честная, без оружия, без искусственно изобретённых средств и методов борьбы, только с помощью того, чтó дано от рождения как часть тела: клыков, когтей, рогов, копыт, мышц, веса тела, ядов и проч. И потому в Природе всегда выживает именно тот, кто должен выжить. Так и у людей должен выживать не сильнейший, а честнейший, потому что только честность является той истинной силой, на которой зиждется истинная жизнь человека.
*
Вопрос: «Зачем я живу ?» возникает только в тюрьме. Стóит вырваться на свободу, как от этого вопроса не остаётся следа, о нём даже не вспомнишь. Поэтому ответ на этот вопрос может быть только один: мы живём затем, чтоб вырваться на свободу. На свободе нет вопросов. Тюрьма полна вопросами. Вопросы есть признак того, что мы в тюрьме. Их отсутствие говорит о том, что мы — на свободе.
*
Цивилизация — не вокруг, цивилизация — внутри. Поэтому, тот, кто тщится уничтожить нынешнюю цивилизацию вокруг, просто расчищает место для новой цивилизации. А тот, кто уничтожает её внутри себя, очищает место для истинной жизни.
*
Горе, конечно же, не в цивилизации, а в намерениях, ради осуществления которых она создаётся. Одно дело — создавать цивилизацию ради Блага людей, а другое дело — ради пользования людьми. Одно дело — создавать цивилизацию ради помощи Богу, а другое дело — ради независимости от Бога.
*
Самая страшная проблема цивилизованного мира в том, что большинство людей остаётся детьми, в совершенстве умеющих делать только одно: мастерски скрывать свою инфантильность или вообще о ней не ведать.
*
Цивилизация плоха не потому, что плоха такая форма существования, а потому что построена она на корыстном обманывании одних людей другими. В какой бы форме ни существовали люди — плохи не формы, а корыстный обман.
*
Цивилизация не может дать счастья. Она может дать лишь возможность не видеть своего несчастья.
*
У человека нет согласия между желанным и полезным. То есть он постоянно хочет того, что ему вредно, и не хочет того, что для него полезно. Происходит это потому, что его жизнь с самого его рождения протекает в несвойственной его телесному и душевному организму среде, из-за чего в надежде на лучшее или от чувства безнадежности он вынужден постоянно принимать приятные ему, но разрушающие его наркотики, чтобы хоть как-то существовать, а не покончить с собой. Верните человека в первозданную среду, дайте ему возможность общаться с растениями, животными, чистым воздухом, прозрачной водой, звуками и видами Природы, родными и близкими людьми, дайте ему возможность бороться за жизнь своей семьи ценой собственных жертв, а не с помощью рабов и машин, дайте ему возможность быть в чистых Руках Бога, а не в грязных лапах цивилизации — и вы увидите, как полезное и желанное снова подружатся в нём и обнимут друг друга.
*
В Природе нас преследуют трудности, в цивилизации — мерзости. В Природе мы живём среди родного племени, с которым вместе преодолеваем трудности; в цивилизации мы живём среди чужих людей, с которыми приходится делить или совершать мерзости. Никто никого не спрашивал, когда всех сгоняли в цивилизованный загон. А если б был выбор, то многие, наверное, выбрали бы трудности среди родных, чем мерзости среди чужих и тошнотворное счастье облегчённого и комфортного существования.
*
Никогда не пользуйся так называемыми ”благами цивилизации” с радостью и удовольствием, а всегда — с огорчением, нежеланием, подневольно, вынуждено. Всё, чтó только возможно, делай своими руками, это сохранит в тебе живое существо Живой Природы, в которой никто никогда не ждёт никаких «достижений прогресса», не знает новшеств, облегчений и удобств, а пользуется только тем, чтó есть, чтó дано. Цивилизация же калечит нас и делает из нас телесных и духовных уродов именно тем, что лишает нас возможности обслуживать самих себя в той мере, в какой это необходимо для здоровья нашей души и чистоты перед Совестью. Поэтому, как они́ всячески ухищряются всё сваливать на других, побольше брать и поменьше отдавать, так ты всячески ухищряйся, где только возможно, делать для себя всё необходимое своими руками и втройне платить за чужие труды во искупление всеобщей нечестности.
*
Если бы все писатели мира, которые веками пишут тонны литературы-макулатуры, рассчитывая на машинно-рабское тиражирование своих произведений, были вынуждены всё это царапать вручную и размножать свою писанину в том количестве, в каком это делают печатные станки, то из десяти тысяч писателей остался бы, наверное, один, убеждённый в том, что его творения достойны кровавых трудов переписывания их хотя бы в тысяче экземпляров. Кто был бы более убеждён в благотворности и важности написанного им, тот и переписал бы своих творений больше. Лёгкость достижения результата всегда порождает паразитов. Цивилизация — рассадник паразитизма во всех сферах жизни.
*
Природа — любящая мать, Бог — милосердный отец. Разве кому-то страшно быть рядом с Ними ? Цивилизация — равнодушная мачеха, государство — жестокий отчим. Кому не
страшно быть рядом с ними ?
*
Цивилизованное общество — это комната со всеми удобствами для самоубийства.