Давайте сегодня расскажу вам свои мысли по созданию персонажей.
Сразу оговорюсь, и в сотый раз повторюсь, — все мои умозаключения — личный опыт. Воспринимать их как высокое руководство, может быть и не стоит. Но и делиться информацией из книг о написании, тоже не хочется — все эти методы вы можете при желании изучить самостоятельно.
Итак, персонажи являются движущей силой романа и они должны быть интересными. Здесь все как в жизни — с интересными людьми происходят интересные ситуации. С интересными людьми интересно проводить время, интересно следить за их жизнью и перенимать опыт. Безусловно, ваш персонаж должен быть максимально интересным, нестандартным. Пусть даже это будет обычный студент-подросток, у него все равно должна быть яркая особенность, выделяющая его из сверстников (тайна родителей, умение читать мысли, физический недостаток/достоинство, плохая память, приступы неконтролируемого зевания и многое другое, желательна комбинация из предложенного списка).
В самом начале многие писатели делают большую ошибку — они начинают представлять главным героем самого себя. Но как подсказывает мне опыт, вряд ли вы являетесь человеком, о котором можно написать книгу (разумеется исключения есть, но мы берем усредненный вариант), так что давайте ка мы отодвинем в сторону свое эго и поставим во главу самого необычного вашего знакомого (на худой конец), а себя можно посадить в ларек с чебуреками на 143-й странице.
При чем, создав интересного персонажа (будем считать это нулевой отметкой, хоть и с пиковыми показателями), нужно помнить о том, что от сцены к сцене герои должны развиваться. Это самый важный момент, который нужно постоянно держать в голове. История должна положительно или отрицательно влиять на героя, но на первой странице у нас должен быть один главный герой, а в конце — другой, переродившийся. И конечно, плюсом будет, если каждый из персонажей так или иначе поменяется.
Так же, при создании героев, не нужно допускать крайностей. Антагонист не обязательно должен быть злым гением (не говоря уже об обязательной его принадлежности к одушевленному предмету), а главный герой не обязательно должен быть спасателем Малибу. Будет даже интереснее наградить антагониста достоинствами, а ГГ — недостатками и в процессе раскрытия сюжета регулировать изменения тех или иных качеств персонажей. Опять же не забывая о балансе и мере. Иначе читатель начнет ощущать фальшь, а нам этого не нужно.
А как создать интересного героя? Вопрос не простой. Методы у каждого свои. Более того, с течением времени они могут видоизменяться. Поэтому не попробовав, вы не поймете. Не нужно зацикливаться на умных советах для читателей. Экспериментируйте.
В первой книге я выбрал путь натуралиста. Я общался с людьми, наблюдал за ними как за подопытными, будь они мои знакомые, или проходящие мимо. Отмечали их эмоции, привычки, реакции, образы, внешний вид. Все это укладывалось как в моей памяти, так и в записной книжке. Затем все это выливалось на бумагу и каким-то сугубо магическим образом обретало форму. Иногда мне достаточно было найти подходящее имя, и я сразу видел каким должен быть персонаж.
В данный момент я иду по пути более глубокому. Рисую каждого персонажа в отдельности. Создаю портрет его личности, выделяю черты характера, узнаю его цель, рисую его окружение и обязательно делаю историю его прошлого (создаю бэкстейдж), чтобы познакомиться с ним целиком и полностью. Многие из этих факторов даже не будут озвучены в книге, но я буду знать своего персонажа очень хорошо.
Так же нужно помнить, что яркое действие, в котором существует ваш персонаж (со всеми его необычными привычками и локациями), не всегда выигрышный вариант. Мало сделать все то, о чем я говорил выше. Теперь нужно оживить героя и сблизить его с читателем. А это самое сложное. Необходимо раскрыть его внутренний мир, дать понять, что он идет по дорожкам, которые бы выбрал читатель, будь он на его месте. Не забывать также и о том, что каждый сделанный выбор имеет последствия. Герои должны преодолевать как внешние, так и внутренние трудности. Только такие персонажи смогут найти отклик у читателя.
Нюансов, конечно, очень много, я описал только верхушку айсберга. Многие моменты проявляются уже в процессе письма. Многие описаны в умных книгах. Искать и пробовать. Пробовать и искать. И ваш персонаж обязательно вас отыщет.