В апреле 2010 года каркас последнего носорога Хавана, который жил во Вьетнаме, был найден в Национальном парке Кот-Тьен. Это история людей, которые расследовали убийство.
В густых, холмистых джунглях юго-западного Вьетнама однажды одинокий носорог бродил. Она была последней из ее подвидов, и это был ее дом.
Cat Loc, северный сектор национального парка Cat Tien, является частью мира, однажды разоренного агентом Орангом во время войны во Вьетнаме. Сегодня он более известен как зона сохранения дикой природы, но также и место, где некоторые из этих усилий потерпели неудачу.
Последний носорог провел свои дни в нескольких тысячах гектаров, гораздо более широкий круг, чем считалось естественным для этих травоядных. Но опять же, у нее был пробег. Там были ручьи и реки, где она могла валяться, а также было много продуктов, таких как ротанг, древесное растение, найденное по всему району.
Но однажды один из охотников взглянул на нее сквозь прицел полуавтоматического оружия и нажал на курок. Мы не знаем, видел ли носорог ее убийцу, и мы не знаем, сколько раз она была расстреляна. Но поскольку этот выстрел был взломан в лесах, исчезновение рифов Джавана во Вьетнаме было запечатано. Однако это произошло не сразу. Носорогу, хотя и раненым, удалось убежать. Итак, какое-то время она исчезла в густой зелени, которая поддерживала ее.
Озеро Крокодил, Национальный парк Кат-Тянь.
Брук работал в качестве защитника природы для Всемирного фонда природы. Ее дни были потрачены, пробираясь сквозь негостеприимную местность, крутые холмы и едва проницаемую растительность - с собакой-снифером, обученной следить за запахом носорога.
В течение почти шести месяцев Брук собирал образцы навоза на тропе яванских носорогов в этом регионе, не зная наверняка, что есть только один. Она тесно сотрудничала с рейнджерами национальных парков и установила ловушки видеокамер.
Но ловушки были установлены слишком поздно. Они никогда не снимали кадры из носорога и все это время, Брук никогда не видел ее живыми своими глазами. Лес кошки Loc большой, и, как оказалось, этот носорог был в одиночестве внутри него.
В начале 2010 года появились печальные новости.
Фотография носорога Джавана в лондонском зоопарке в 19 веке.
Рейнджер отправил Брук фотографии скелета носорога, обнаруженного в апреле. Фотография черепа, отделенная от остальной кости животного, ясно показала, что рог удален. Фактически, он был грубо взломан. Браконьерство.
Команда экспертов со всего мира собралась в национальном парке.
Парк уже опубликовал заявление о том, что смерть носорога была результатом естественных причин, но Брук был не так уверен. И, проверив кости несколько недель спустя в мае, она обнаружила пулю, поданную в левую переднюю лапу.
«Мы хотели узнать, что на самом деле произошло и получить правду, - вспоминает она. «К тому времени мы уже подозревали, что это на самом деле последний человек».
Брук развернулся в своем расследовании и начал, пытаясь найти подходящих людей для помощи.
Пуля в ноге носорога.
Она отправила электронное письмо Ульрике Штрайхеру, ветеринару дикой природы, который много лет живет во Вьетнаме.
Им нужно было посетить место, где был найден скелет носорога.
Брук также связался с Эд Ньюком, специальным агентом из Службы рыбной и дикой природы США. В то время он базировался в Таиланде, но прыгнул на возможность участвовать в расследовании носорогов.
Джон Купер, эксперт по криминологии дикой природы из Великобритании, и Дуглас Маккарти, который работал в группе по борьбе с дикой природой Фриланда, также были привлечены к работе.
К сентябрю группа экспертов по всему миру собралась в национальном парке, в комнате, заполненной биологическими артефактами. Там были витрины и шкафы со всем, от следов носорогов до карт местности, вспоминает Новичок. У них не было специализированной ветеринарной зоны для работы, но это должно было бы сделать.
Первой задачей было взглянуть на восстановленные кости.
Кости носорога, выложенные для судебно-медицинской экспертизы.
Как один из рейнджеров представил кости команде, Купер заметил, что они выглядели так, как будто они были отбелены.
Он был чрезвычайно прочным.
«Они сказали:« О, мы их отбелили », и я сказал:« Хорошо, хорошо, что есть возможность брать любые образцы ». «Единственными людьми, которые занимались дикими животными тушами во Вьетнаме, были те, кто работал в музеях, и их советы заключались бы в том, чтобы отбеливать кости».
Без возможности отбора проб из костей для анализа задача выяснения причины смерти мгновенно стала намного сложнее. Все согласились, что им нужно посетить место, где был найден скелет носорога. Это означало семикилометровый поход в густые джунгли - и семь километров назад.
Команда пробилась через этот ландшафт в жаркий и очень влажный день. Гид, выходящий перед ними, проложил путь через ветви и лозы. «Это было чрезвычайно сложно», - вспоминает Новичок.
Это был новичок, чьи идеи были ключевыми для этой части расследования.
Кости, выложенные для судебно-медицинской экспертизы.
В конце концов, перед ними появился овраг, где был найден носорог. На севере был очень крутой, сильно лесистый склон, а на юг - более мелкий склон. Ниже был небольшой ручей, текущий грубо с востока на запад.
«Это было невероятно трогательно, - вспоминает он. «Это поражает тебя».
«В грязи все еще были следы носорога», - говорит новичок. «И выше, где были найдены туша, были эти очень крепкие бамбуковые деревья - они были, возможно, диаметром от четырех до шести дюймов [10-15 см] в диаметре, и их полностью перебросили на базу, как бульдозер толкнул их «.
Новичок увидел одну длину бамбука, который сломался в U-образной форме. Каждый мгновенно представил себе лежащего в нем носорога, возможно, после падения и запутывания.
«Если бы у него был живот, висящий над этими бамбуковыми деревьями, он, вероятно, задохнулся».
Постепенно картина смерти начала появляться. Этот носорог двигался, прежде чем он умер, он боролся, и он общался с растительностью.
Они проверили сайт на наличие каких-либо костей, которые не были собраны, но не нашли ни одного. Новичок сделал несколько быстрых эскизов области, отметив расположение ключевых функций, таких как следы и место, где был найден скелет, относительно ручья.
Сцена преступления.
Когда они покинули сайт, Newcomer - последний, чтобы уйти - повернулся, чтобы сделать снимок. Он знал, что не вернется лично. Вероятность того, что это действительно место, где во время окончательного вымирания носорога Джавана во Вьетнаме ударил его в тот момент. Он подождал несколько секунд, глядя на измельченный бамбук и ручей внизу.
Носорог не просто умер через несколько дней или недель после расстрела. Это заняло месяцы.
Команда вернулась через джунгли. Во второй половине дня начался дождь, и некоторые из них прошли через ручей. К концу они были пропитаны и истощены.
Но в начале следующего дня следующая задача состояла в том, чтобы как можно точнее собрать скелет носорога на полу. Более пристальный взгляд на кости мог бы раскрыть много о здоровье животного непосредственно перед его смертью.
Купер и Штрайхер были экспертами в этой работе. Среди других особенностей они заметили, что в левой передней части были артритные изменения, которые вызвали бы скованность и, вероятно, боль. На копыте этой ноги также было меньше износа, что свидетельствует о том, что она не функционирует нормально.
Купер написал об этом исследовании : «Вероятно, ... что травмы, вызванные пулей, кульминацией которых стала жесткая, болезненная, артритная левая передняя конечность, предрасполагали носорога к другим потенциально опасным, возможно смертельным, факторы «.
Позже, Страйхер взял эту особую кость для компьютерной томографии. Он показал полость ниже и выше, где пуля остановилась, что, вероятно, вызвано результирующим процессом воспаления - остеитом, следователи отметили, что этот процесс займет не менее двух месяцев, возможно, целых пять.
Тропический лес в Национальном парке Кот-Тянь.
Вот ключевой ключ. Носорог не просто умер через несколько дней или недель после расстрела. Прошли месяцы. И это было не просто раненым на короткое время, но и раненым, что мешало его движению и, в конце концов, казалось, привело к его смерти.
«Животные вроде этого - носороги, слоны - они не могут обойтись без ноги», объясняет Штрайхер. «Они слишком тяжелые, чтобы хромать».
Хотя рог носорога может приносить много тысяч долларов, рога яванских носорогов не очень большие.
Новичок также отметил, что, учитывая точку входа пули и ее кажущуюся траекторию, ее скорее всего уволили от браконьера, который был помещен ниже носорога, возможно, на склоне холма, и который, вероятно, стремился к сердцу животного.
Возможно, более одного выстрела поразило существо, но любая вложенная в или мягкая ткань, а не вбитая в кости, не была обнаружена командой. Все, что у них было, это скелет.
Другой нерешенный вопрос заключается в том, был ли стрелок, который отслеживал раненых носорогов в течение нескольких месяцев, чтобы снять свой рог - или оппортунистический мусорщик, который позже встретил тушу.
В любом случае, хотя рог носорога может принести много тысяч долларов, рога носорогов Джавана не очень большие. «Он легко вписывается в ладонь вашей руки - вы можете поместиться в кармане», когда он замечает жалкие обстоятельства - подвид, занесенный в вымирание ради крошечного рога.
Несколько месяцев спустя анализ ДНК подтвердил, что навоз, собранный ранее Брук, исходил от одного и того же животного - и что это животное действительно было тем, чей скелет был обследован.
С таким небольшим доказательством, что можно продолжать, трудно быть убедительным, но признаки, безусловно, указывают на следующую последовательность событий: браконьер застрелил носорога хотя бы один раз; пуля, помещенная в левую переднюю лапу, вызывала воспаление, артрит и уменьшенную подвижность; это могло или не могло привести непосредственно к падению в лесу возле ручья, где животное, наконец, поддалось.
Тот, кто стрелял в носорога, и тот, кто взял его рог - независимо от того, является ли он одним и тем же человеком, - вероятно, останется на свободе.
«Огненный выстрел убил носорога». «Это заняло много времени». «Меня это сильно затронуло, и на самом деле она очень подавлена», - вспоминает она. Ее главной причиной пребывания во Вьетнаме было изучение популяции носорогов, и эта популяция теперь исчезла.
Вьетнамская полиция помогала провести расследование, предоставив баллистический анализ пули. Это предполагало, что это произошло из полуавтоматического оружия, такого как AK47.
Но ни один из следователей не знает о любых последующих арестах или убеждениях. Считает, что официальное расследование остается открытым. Тот, кто стрелял в носорога, и тот, кто взял его рог, независимо от того, является ли он одним и тем же человеком, вероятно, останется на свободе.
Иллюстрация носорога Джавана.
Несколько носорогов Джавана все еще существуют в мире.Но они перечислены как находящиеся под угрозой исчезновения Международным союзом охраны природы. Патрули, организованные Международным фондом Rhino и Фондом Rhino Индонезии, продолжают следить за населением.
Запрет на международные продажи слоновой кости помог замедлить, хотя и не остановить, браконьерство слонов.
Сегодня Эд Бобсан находится в Ботсване. Он все еще очень обеспокоен тяжелым положением носорогов. Рядом, в национальном парке Крюгера в Южной Африке, три или четыре носорога браконьерствуют каждый день. И есть горькая ирония к убийствам.
«Этих носорогов убивают, чтобы подпитывать спрос во Вьетнаме».
Но есть надежда. Во-первых, как отмечает Newcomer, люди добились успеха в борьбе с браконьерством. Запрет на продажу международной продажи слоновой кости помог, например, замедлить, хотя и не остановить, браконьерство слонов
Брук, который теперь работает в Обществе охраны дикой природы, отмечает, что для многих защитников природы во Вьетнаме потеря их последнего носорога Джавана была глубоким потрясением. Возможно, слишком поздно сохранить этот подвид, но с тех пор предпринимались попытки сосредоточить внимание на других находящихся под угрозой исчезновения раритетах.
Саола.
Она приводит пример саолы, одного из самых редких крупных млекопитающих в мире. Похожая на небольшую антилопу, саола была обнаружена только в 1992 году и является эндемикой для Вьетнама и Лаоса.
Потеря этого носорога была трагедией, но миссия парка еще не окончена.
«Они в основном изменили свой подход к сохранению этого вида в центральном Вьетнаме и создали соглашение о совместном управлении с этими новыми охраняемыми территориями - в первую очередь для защиты саалы». «Этот проект был невероятно успешным с точки зрения удаления огромного количества ловушек из ландшафта».
Рог последнего хаванского носорога во Вьетнаме, по всей вероятности, исчез на черном рынке. Даже если бы он был обнаружен, он не мог бы в этом случае быть генетически подтвержден как принадлежащий обследованному человеку. Преступников этого браконьерского события, вероятно, никогда не поймают.
И все же, в джунглях Юго-Восточной Азии, многие чудесные существа все еще выживают - и многие процветают. Потеря этого носорога была трагедией для Cat Tien, но миссия парка еще не закончена. Прямо через его 720 кв. Км, макаки, солнечные медведи, панголин и редкие олени, как раз проталкиваются. Если повезет, они никогда не пересекут достопримечательности браконьеров там, в глубине леса.