Скептики высмеяли мнение о том, что Китай, который сопротивлялся устранению многих барьеров, ограничивающих свободный поток товаров и капиталов через его границы, внезапно стал во главе глобализации. Но эти критики не видят общей картины.
Китай создаёт новую форму многосторонности, где он задаёт тон и определяет правила игры. Эта стратегия будет продвигать его экономическое и политическое влияние гораздо более эффективно, чем односторонний подход, основанный на грубой экономической силе, – тактике, которая до сих пор приносила стране сомнительные результаты.
Поскольку Соединённые Штаты, по-видимому, отходят от многосторонности, Китай широко применяет подход, который выстраивал несколько лет. И теперь пожинает плоды.
Эта форма многосторонности строится на принципах, очень отличающихся от того типа мирового порядка, который защищают США и другие западные экономики. Порядка, основанного на доверии и взаимном сотрудничестве. «Китайская модель» будет пренебрегать такими ценностями, как демократия, права человека и свобода выражения мнений, которые Штаты давно стремятся продвигать во всём мире.
Стратегия Пекина состоит из двух основных частей:
Изменение правил изнутри
Первая – изменить правила игры изнутри, расширив влияние Китая в существующих международных институтах.
Китай присоединился к Всемирной торговой организации (ВТО) в 2001 году, открыв свои рынки для иностранных товаров и инвестиций в обмен на более свободный доступ собственного экспорта к потребителям по всему миру. Страна действительно выиграла, выведя свою производственную машину на более высокий уровень и увеличив поставки.
Между тем, Китай стал второй по величине экономикой и одним из крупнейших трейдеров в мире, что позволило ему выйти на лидирующие позиции ВТО. Сейчас страна – один из основных участников процесса урегулирования споров в рамках организации. Она использует эту позицию для защиты собственных интересов и агрессивного противодействия торговым претензиям других стран.
Создание своих международных учреждений
Вторая часть стратегии Китая – создание собственных международных институтов. Они придают многосторонний лоск проектам, в которых Пекин контролирует расходы и устанавливает правила игры.
Это такие инициативы, как «Один пояс и один путь» (план инвестирования одного триллиона долларов США или даже больше в трансконтинентальную инфраструктуру) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB), который начал действовать в прошлом году. Они позволяют Китаю скрывать своё влияние за фасадом большой группы стран, которые, якобы, играют значительные роли в управлении этими институтами, а не следуют командам Пекина.
Внешне многосторонний характер таких инициатив позволяет Пекину ещё глубже втягивать другие страны в свою сферу влияния. Государствам, не разделяющим китайские ценности, становится всё труднее оставаться в стороне. Многие из тех, кто присоединился к КНР, говорят, что пошли на такой шаг, чтобы влиять на эти новые институты изнутри, а не просто жаловаться на них извне. Так оправдывались Британия, Германия и Франция, став членами AIIB и разозлив США.
Покупаем дешевые авиабилеты на GOOD.TRAVEL
ПОДПИСЫВАЙСЯ! "Китайская Грамота" официальный канал сайта ЛАОВАИ.РУ. Для тех, кто копает глубже и хочет знать большеhttps://laowai.ru/