Найти тему
НА ЗАВАЛИНКЕ

Почему человек тупит и как с этим бороться?

Нас уже 10 человек! Подпишись на мой канал и поставь лайк, чтобы не пропустить новые публикации в своей ленте.

Многим знаменитым открытиям мы обязаны не только интеллекту, но и случайному стечению обстоятельств. Архимед придумал измерять объём сложных предметов по объёму вытесняемой ими жидкости, когда сел в ванну и увидел, что уровень воды поднялся. Ньютон открыл закон тяготения благодаря упавшему яблоку. Наконец, Флеминг изобрёл пенициллин благодаря тому, что у него заплесневела склянка с бактериями (она на время затерялась бардаке лаборатории Флеминга). Не связанные с размышлениями, случайные события уже множество раз меняли взгляд на вещи и направляли мысль в направлении сколь неожиданном, столь и продуктивном.

Обучение и шаблонность мышления

Области мозга, ответственные за мышление и логику, развились у человека относительно недавно, они эволюционно молоды и потому далеки от совершенства. Два важнейших их недостатка:

  • Огромные расходы энергии. По разным оценкам около 10% процентов расхода энергии всего организма. Это при том, что по массе мыслительные области составляют доли процента от массы организма.
  • При мышлении мозг выделяет множество побочных продуктов. Их так много, что кровеносная система не успевает вывести всё разом. Это одна из причин, почему мышление так утомляет.

Поскольку мыслительная деятельность серьёзно напрягает весь организм, мозг стремится мыслить как можно меньше. Для мозга один из путей тратить меньше энергии на размышления — это формировать мыслительные шаблоны. Иногда это формирование называют солидным словом «обучение». Здесь нельзя не вспомнить уроки математики, когда первую задачу по теме решить трудно, нужно много думать, а сотая задача решается легко, быстро и почти без размышлений. Это простейший пример обучения или шаблонизации.

Слово «шаблонизация», конечно, ассоциируется с чем-то негативным и не соотносится с мантрой «учение — свет». Однако в действительности при решении тех же задачек по математике формируется именно шаблон действий. Если попробовать решить задачу другим способом: первая снова пойдёт плохо, а на сотой будет готов второй шаблон.

Творческий кризис

Абсолютно любая мыслительная деятельность подвержена шаблонизации или, говоря более возвышенно, человек неизбежно обучается мыслить с минимальными затратами. То есть он обучается мыслить так, чтобы мыслить меньше. Процесс этот идёт непрерывно. В профессиональной деятельности, где практики очень много, шаблонизация мышления приводит к творческому кризису, когда проторенная дорожка уже не даёт желаемых результатов.

Наука не исключение. Кажется интуитивно понятным, что для открытия, для прорыва, для инсайта необходимо много работать, много думать — в общем, сосредоточиться на предмете, а остальное принести в жертву.

В голову не может прийти посоветовать Архимеду принять ванну и понаблюдать за водой; Ньютону — погулять в яблоневом саду; Флемингу — просто забыть про склянку с бактериями на некоторые время. Однако именно эти действия, контр-интуитивные с точки зрения научной деятельности, сломали шаблоны и помогли взглянуть на исследование иначе.

Привычка постоянно что-то менять

Как уже было сказано, шаблонизация мышления — процесс перманентный. Однако существуют практики, которые позволяют бесконечно удлинять путь к творческому кризису. Самое очевидное: увеличивать количество знаний и тем самым усложнять картину мира и представление о творческом процессе.

Есть и ещё один интересный приём: постоянно что-то менять в творчестве, экспериментировать и тем самым разрушать складывающийся шаблон. Например, написать пост о чём-то необычном, или написать его в шумном кафе за чашкой кофе. Собственно, так я и поступил с этим постом. Согласитесь, забавно было бы поучать пользе изменений в жизни с любимого дивана и сигаретой в зубах.