Гора с горой не сходится, а человек с человеком встретится….
Хочу рассказать удивительную историю, произошедшую в нашем совхозе Хмелевский в послевоенные годы. Начну с предистории: в военные годы из нашего села на фронт ушло много народу. Всех разбросало по разным фронтам, но два односельчанина оказались вместе. Далее нас интересуют события 1942 года, был бой в Большой излучине Дона.
Здесь находилась единственная переправа для наших отступающих частей.
Что бы описать, какая была обстановка на той переправе допущу небольшое литературное отступление.
«Начинало светать, когда истомленные ночным переходом мы вошли в какой-то хутор. Его единственная пыльная улица была забита тылами дивизии. Огибая повозки, машины и кухни, мы шагали по заросшей травой дороге к хуторским левадам. Солдаты искоса посматривали на проступающие в полутьме дома, на затаенно молчащие сады за пряслами плетней. В воздухе чувствовалось близкое присутствие большой реки. Она тускло светилась впереди нас, прямо по нашему ходу. Но чем ближе мы подходили к ее берегу, тем сильнее охватывало каждого из нас чувство тревоги и неопределенности. Успеет ли вся дивизия переправиться до восхода солнца? Берег кишел и шевелился от солдат и повозок. Смутно темнели отплывающие в синюю мглу рассвета, осевшие кормой лодки. Медлительно двигались поперек течения наскоро сколоченные бревенчатые плоты с людьми и техникой. Среди хаоса голосов, мужской перебранки, фырканья лошадей и стука топоров выделялся чей-то зычный голос.
— Куда напираешь, пехота, раненых, раненых пропускай!
Мы остановились возле воды, беспокойно озираясь по сторонам. Короткий привал.»
На плацдарме накапливался серьезный танковый кулак для удара в сторону Сталинграда. Но подошли наши «Катюши». В течение пяти минут с пятикилометрового расстояния они залпами били по той танковой группировке своими «веселыми» ракетами. А когда дым немного рассеялся, мы с удовлетворением по очереди смотрели в бинокли, как плавится и горит у станицы их панцердивизия. Но это было только начало возмездия. До нашей победы под Сталинградом оставалось еще почти двести дней и ночей.
Награды? Нет. Домой я вернулся после госпиталей без медалей и орденов. Тогда, в августе 42-го, там было не до наградных. Мы отступали. А в тот памятный бой, на реке, мы уходили, как водится, со смертными медальонами. Да и те не все хотели брать с собой. Плохой приметой считалось. Сейчас часто вспоминаю то утро. Нашу дивизию, прижатую к большой излучине Дона. Остров, где мы приняли неравный бой. Лица погибших солдат. Мы не чувствовали себя героями. Хоть и говорят, что на миру и смерть красна, но все мы были молодыми, и никто из нас тогда еще не успел устать от жизни.» Литературная часть рассказа заимствована у Юрия Баранова.
Моему земляку не повезло как герою этого рассказа, помогая раненным бойцам сесть на плоты и переправиться на другой берег сам он получил тяжелое ранение и попал в плен. Из Сталинградской области его и многих других раненных угнали в плен. д. Паша попал в работники к одному зажиточному молдаванину. Жизнь была не из легких работать приходилось и в поле и в огороде и со скотиной, кормили вареной свеклой и морковью и относились хуже, чем к скотине. В 1944 году после освобождения Молдавии д. Паша повоевал в составе своего подразделения и вернулся домой ближе к осени 1945 года. Получил трактор и стал работать в совхозе. В одно осеннее утро народ собрался на получение нарядов возле совхозной конторы, как это было принято. В деревню приехала грузовая машина которая привезла поселенцев из освобожденных западных республик сосланных на трудовые работы после проведения расследования их участия в фашистом движении. Когда переселенцы стали соскакивать в кузова по одному, доставая свои нехитрые пожитки, д. Паша побледнел, и налетел на одного пожилого мужчину, повалил его на землю и стал лупить кулаками. Народ, конечно же сперва замер от неожиданности, по потом их разняли. Провели расспросы и выяснили, что в совхоз сослали того самого зажиточного молдаванина у которого в работниках жил дядя Паша. Конечно же переселенца сразу взяли под стражу и этой же машиной отправили обратно в военную комендатуру в районный центр. Все таки мир не лишен удивительных событий и очень тесен.