Работая несколько лет в дизайне ко мне пришло понимание, что это самая запутанная из существующих сфер услуг. Здесь нет никакой объективной оценки сделанной работы, все упирается в субъективное ощущение и вкусовщину.
На этом довольно зыбком поле, было создано множество дизайн студий и в частности одной из первых была студия Артемия Лебедева. Ранний старт на мертвом постсоветском пространстве и сильный личностный пиар, создали студии образ - неприкасаемого авторитета и лидера в своей области. Однако было бы глупо и наивно принимать на веру все то, что говорят и пишут о дизайне люди, чьи вкусы нельзя подвергать критике.
Чтобы оценивать результат не предвзято, нужно обратиться к истокам и искать там критерий и параметры на которые стоит ориентироваться в дальнейшем суждении. Если этого не делать, то ложные идеи могут находить в себе вполне художественное выражение. Такое искаженные и фальшь в конечном результате приведет любое искусство (в. ч. дизайн) к упадку.
Идейная клептомания
Как то раз, преподаватель в художественной школе, мне сказал:
- "Нет ничего более низкого, чем осуждать и критиковать художника, даже если он ошибается. Ведь художник, проживает свои картины и в каждую работу он вкладывает частицу души."
Я бы мог с ним отчасти согласился, если речь здесь шла об одноразовой ошибке художника, а не о банальном воровстве. Хотя и нет никаких правил, как можно заимствовать чужие идеи и в какой момент это становится плагиатом. Но на это гнусном деле - копировании чужих работ, студия Артемия Лебедева попадалась не один раз, чем они и до сих пор успешно продолжают заниматься, грубо заимствуя работы менее известных дизайнеров. Ниже, вы можете сами оценить и посмотреть, что речь здесь не идет о случайном совпадении.
Поэтому не стоит оправдывать кражу чужих работ, банальным копированием. Ведь хорошее копирования дает возможность художнику учиться, а кража позволяет человеку избежать тяжелой работы. Тем более, когда речь идет о получении немалой прибыли от чужих идей.
Начинаем "всасывать"
Если рассматривать работы студии, как связь между творческой частью и решением конкретных задач заказчика. То нужно точно понимать какие цели клиент непосредственно ставил перед дизайнерами. В случае если основной целью заказчика был пиар своей компании и результатом сотрудничества он остался доволен, то с этой задачей Артемий справляется хорошо. Тем более, делая сомнительный дизайн за большие деньги, студия вызывает негодование большого количества простых обывателей. Но, иногда дизайнеры заигравшись в пиар, постоянно делая спорные вещи, теряют связь с землей и в конечном результате вызывают много вопросов не только у постороннего наблюдателя, а и у самого заказчика.
Пример одной из таких работ, стал экспресс логотип для белорусской бургерной "Джон Федор", которым впоследствии Тёма предложил начать "всасывать".
"Вариант владельцу не понравился, а я считаю, что это о***ный логотип, за ним будущее и
вообще остальные ребята через пару лет всосут. А то, что они сегодня не всасывают, — ну бывает. - Артемий Лебедев."
Не воспринимая никакую личную критику, Лебедев зачастую берется критиковать других, напрасно предполагая, что укрепит свой авторитет в профессиональной среде. Нередко такой человек, оценивая всех и вся с негативной точки зрения, часто испытывает внутренне сомнения и пребывает в постоянном стрессе.
Во время написания поста, я старался обойти тему коррупции и связи Артемия Лебедева с гос подрядами, но под суммируя все выше написанное, хотел бы выдвинуть свою версию успешности студии и ее владельца.
Тёма не всегда "открытым" путем, будучи крупным гос подрядчиком, получает большинство государственных заказов связанных с дизайном, и это позволяет ему содержать штат из несколько десятков сотрудников. Такое пособничество, освобождает студию от реальной конкуренции за постоянных клиентов и дает свободу в резких высказываниях ее владельцу. Поэтому, стоит довольно осторожно и скептически относить к его критике и рассуждениям по поводу какого либо дизайна, и понимать что большинство действий Тёмы направлено на самопиар и удовлетворения своего раздутого Эго.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями и напишите комментарий.
Добавляйтесь в друзья ЖЖ, всегда буду рад.
Текст является интеллектуальной собственностью моего ЖЖ, поэтому копирование текста позволяется только с прямой ссылкой на оригинальную статью.