Меня всегда интересовали провокационные картины с обнажёнными женщинами разных художников, особенно когда срисовывались натурщицы внушительных, гротескных размеров с большими, грубыми и откровенно отвратительными пропорциями.
Я понимаю, что это некоторая провокация общества на новые и часто негативные эмоции, что бы вызвать у зрителя эффект отторжения и в грубой форме отделить искусство от простого обывателя. Но иногда такая провокация показывает нам грань и переступает через черту между прошлым и современностью. Показывая как было тогда и сейчас.
Общество пошлых людей
Такою гранью, для меня является картина Люсьена Фрейда - "Спящая социальная работница". Дряблое и уродливое тело немолодой женщины, что комично контрастирует с обычной обстановкой коммунальной квартиры. Эту картину, на выставках искусствоведы представляли, как современный парафраз знаменитой "Олимпии" Эдуарда Мане.
Но давайте ощутим разницу. Возможно называть современной "Олимпией" соц работницу с неприкрытой безобразностью и ложной изящностью является ошибкой.
Мане своей картиной хотел рассказать зрителю, что - "Современницы не менее привлекательны, чем многократно воспетые Венеры прошлого". Он жаждал изменить людей и дать понять, не нужно жить прошлым, пора наслаждаться теми благами что дает нам современный мир. Ценить ту красоту, что мы видим сейчас, а не стараться жить прошлым. "Олимпия" стала одной из самых скандальных картин в истории мирового искусства, что смогла оскорбить взгляд тогдашнего зрителя, своей откровенностью.
А что нам сейчас своей работой показывает Люсьен Фрейд - старую, больную и измученную жизнью женщину?
Сам автор пояснял, что - "Картина должна вызвать вопрос , откуда у социального работника достаток – так разъесться и спать столь беззаботно на дорогом диване".
О вещах которое интересовали Люсена Фрейда, хорошо писал Владимир Набоков:
- "У русских есть, специальное название для самодовольного величественного мещанства - пошлость. Пошлость - это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. Готов подписаться под каждым словом, кроме двух — явная, неприкрытая. Иногда очень даже прикрытая."
Если попытаться выразить суть цитаты коротко, то "пошлость" - это нечто приземленное с претензией на возвышенное.
Мне нравятся работы Люсьена Фрейда, их отличает какая-то душераздирающая серьезность, призванная изобразить крики души и страдания увядающей плоти из-за современной реальности. Возможно если реальность такова, что нынешняя "Олимпия" это образ - "Спящей социальная работницы", то не является ли "пошлость", главным определение нашего общества и его зеркалом картина Люсьена Фрейда.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями и напишите комментарий.
Добавляйтесь в друзья ЖЖ, всегда буду рад.
Текст является интеллектуальной собственностью моего ЖЖ, поэтому копирование текста позволяется только с прямой ссылкой на оригинальную статью.