По окончанию Второй Мировой, проигравшие стороны оказались во всецело незавидном, но заслуженном положении. В первую очередь, это касалось и вооружений: начиненные техникой своих новых партнеров, Япония и Германия очень долго возвращали свою промышленность в новое русло.
Японцы на американских танках
После американской оккупации и всяческого купирования империалистического прошлого страны, были созданы Японские Наземные Силы Самообороны (JGSDF). В основном, их вооружение состояло из американских поставок. Ввиду того, что в регионе было множество стран под протекторатом СССР, американцы были заинтересованы в определенном усилении Японии.
Грузовые корабли доставляли на остров Sherman M4A3E8 и легкие танки M24 вплоть до 1960-х. Устаревающие машины еще могли представлять угрозу для некоторых соседей, но были морально устаревшими. Существовали и проблемы иного толка: в габаритный «Шерман» было трудно подыскать экипаж, так как низкий рост японцев мешал полноценно служить на этой машине. Другое дело – легкий M24 Chaffee, но бои в Корее показали его уязвимость даже перед советским Т-34-85. Нужна была замена.
Танк от Mitsubishi
Изначально рассматривалась возможность приобретения американского M47 Patton II, но от нее резонно отказались. Во-первых, собственное производство не мешало бы загрузить, а во-вторых, японцы справедливо возжелали машину, которая максимально соответствовала бы местному театру боевых действий.
В 1955 году компания Mitsubishi Heavy Industries получила скромный список требований к перспективному танку. Его масса не должна была превышать 25 тонн, а габариты позволяли бы транспортировку на стандартных железнодорожных платформах. В качестве орудия выбрали 90-мм нарезную пушку. Уже в 1956 году был показан первый прототип STA-1, масса которого была на 10 тонн выше желаемых, дабы обеспечить танку достойную защиту. Но проект отправили на доработку, результатом которой стал STA-2, который так же не удовлетворил военных. До 1960 года создали еще два прототипа, последний из которых – STA-4, был принят на вооружение в 1961 году.
Наладить производство желаемыми темпами не получалось – до 1965 году удалось построить лишь 30 машин. Необходимых темпов достигли лишь к 1970-му году. Так, до конца 1975 года из ворот Mitsubishi Heavy Industries вышло 250 танков, которым в Японских силах самообороны дали имя Type 61.
Конструкция
Корпус машины был сварной, с рациональным уклоном бронеплит. Лобовая деталь состояла из трех листов, что снижало лобовую площадь танка. Башня – литая, с характерной сферической формой спереди, и массивным свесом сзади. Довольно большая командирская башенка получила крепление для 12,7-мм пулемета M2HB.
Механик-водитель сидел справа – возле трансмиссии, доступ к которой осуществлялся простым откидыванием лючка в корпусе танка. Люк водителя оснащался тремя перископическими приборами наблюдения. Командир имел больше возможностей для обзора – этому способствовал стереоскопический дальномер с семикратным увеличением и четыре смотровых амбразуры. Наводчик получил перископический прибор наблюдения с шестикратным увеличением, и прицел с такой же оптикой.
Шасси танка, вероятно, создавалось с оглядкой на опыт использования американских машин. Конструкция соответствовала таковой на M24 Chaffee, но количество опорных катков увеличили до шести. Торсионная подвеска получила по четыре амортизатора на переднюю и заднюю оси. Траки полностью повторяли американские конструкции, но ведущее колесо было уже спереди.
Ошибочно считается, что 90-мм пушка скопирована с американских конструкций того же калибра, что есть неправда. Орудие с Т-образным дульным тормозом было создано своими силами, хоть и с оглядкой на американский опыт. Нарезная пушка Type 61 L\52 придавала начальную скорость полета снаряду M318AP-T в 910 м\с. Ее оснастили механизмом выброса стрелянных гильз с лючком справа от заряжающего. Основная боеукладка в 18 выстрелов хранилась в забашенной нише, а остальные – распределены по корпусу.
35-тонную машину приводил в движение 12-цилиндровый турбодизель Mitsubishi 12HM21WT с воздушным охлаждением. При объеме в 29,6 литра, его мощность составляла 570 сил. Традиционно для танков Mitsubishi, выхлопные патрубки располагались снаружи корпуса – на надгусеничных полках.
Опоздавший на войну
Первые серии нового японского танка выявили недостатки, заложенные в конструкцию. Во-первых, в танке отсутствовала защита от оружия массового поражения. Кроме того, танкисты сетовали на тесную башню, в которой при откате пушки можно было получить травму. Пока танк принимали на вооружение, конфликты в регионе сошли на нет, и всю службу он провел на учениях.
Несмотря на наличие более совершенного Type 74, который начали производить уже в 1975 году, Type 61 состояли на вооружении Японии вплоть до 1990-х годов.