Итак согласно «Намшад Ченмо» ум Мачиг Лабдон мгновенно рассек все оковы и освободился. Её сознание достигло состояния отсечения напрямую через чтение сутр Праджняпарамиты. Благословением Падамбы и читая сутру она обрела это состояние знания. Таков источник или начало линии передачи Слова Татхагаты и коренного текста традиции Чод Кацом Ченмо. Это означает, что она обрела это недвойственное состояние знания, изложенное в сутрах Праджняпарамиты — то состояние созерцания, в котором находился Будда, когда Субхути вопрошал его о Праджняпарамите.
После этого события поведение Мачиг Лабдон изменилось и в в текстах Чод это названо чогри шигпа нга или «разрушение пяти ограничений».
Во-первых, в знак освобождения от ограничений в еде, она стала принимать пищу с больными и прокажёнными и не отказывалась от мяса и спиртного. Прежде она питалась только сладкой и вегетарианской пищей. Обычно это молочные блюда, сыры, традиционные тибетские сласти из цампы и прочее. Также в комментарии Монлам Тайе Гьяцо говорится, что она раньше очень внимательно следила за ритуальной чистотой пищи. Она разрушила это собственное ограничение и стала есть всё со всеми и даже не отказывалась от пищи, от которой отказались другие или то, что другими считалось грязным или ритуально не чистым.
Во-вторых, в знак освобождения от ограничений в одежде, она стала одеваться в старые одежды поднесенные родственниками умерших и прочее. Раньше она всегда носила одежды дхармы.
В-третьих, в знак освобождения от ограничений местом, она стала посещать нен-са, т.е. пугающие места обладающие сильной энергией, также места где жили прокажённые, кладбища и т. п. Раньше она всегда жила только в храмах, монастырях и пещерах отшельников, т.е. в местах которые считались священными.
В-четвертых, в знак освобождения от ограниченности друзьями, родственниками, своим окружением, она стала общаться с отверженными, нищими, прокаженными и прочими людьми. Раньше она предпочитала общаться только с духовными людьми, ламами и йогами.
В-пятых в знак освобождения от ограниченности родными местами, она стала странствовать повсюду без цели прийти куда то, не останавливаясь подолгу в одном месте, всё время меняя места. Раньше она всегда жила либо дома в долине Э, или в храме Трапа Нгонше в долине Яру Тратанг.
После этого согласно «Намшад Ченмо» она отправилась просить посвящения у Сонам Ламы и вот как в этом тексте описывается посвящение Мачиг Лабдон:
Когда ей исполнилось двадцать лет четыре годы служения у Учителя закончились, и она решила просить посвящение в тантрийские учения. Трапа Онше отказался дать ей посвящение, послав ее к Печальному Учителю Сонам Ламе.
— «У тебя есть с ним кармическая связь с прошлых жизней и ты обретешь сиддхи с наименьшими препятствиями через его посвящение», — сказал ей учитель.
Он снабдил ее подарками для Ламы, дав семь кусков ячьего мяса, семь вьюков ячменя, большой отрез красного шелка и отправил ее в путь. По дороге Лабдон посетила родные места. Старший брат Шакья Джалцан, узнав, что она идет за посвящением, дал ей тридцать вьюков различных подношений. Прибыв к Сонам Ламе, она поднесла все это ему в дар со словами: «Мой учитель Лама Трапа Онше сделал мне предсказание о вас и поэтому я прошу вас дать мне посвящение в тантру». Печальный Учитель узрел в ней сосуд. «Хорошо, я согласен», — сказал он. Завершив все приготовления, он начал церемонию посвящения в храме долины Э Ганбар, для нее и еще четырех тантристов — нагпа. Их звали Логья Лхагьяб (тиб. glog skyas lha skyabs), Джятомба (тиб. bya khrom pa), Дзин Лхасо (тиб. ’dzin lha bzo), Шантон Одсэр (тиб. zhang ston ’od zer).
Он даровал им традицию учений сутр, полученную им от Падамбы, использовав четыре глубоких посвящения в состояние созерцания называемых «Четыре посвящения прямо знакомящих с природой ума» (ngo sprod gi dbang bzhi) или «Раскрытие врат Неба» (nam mkha’i sgo «byed). Это посвящение дарует мощное благословение и духовную силу. Затем он передал им идущую от Падамбы линию Махамайя-тантры. Когда появились первые звезды на закате, на Лабдон снизошла изначальная мудрость (ye shes). Она скинула с себя свою одежду. Обнаженная Лабдон воспарила от земли на расстояние локтя и ее тело танцевало двадцать пять движений танца мирного проявления, из ее уст изливались шестьдесят мелодий на божественном санскрите, ее ум переживал ваджраподобное саматхи, беспрепятственную природу реальности. Она прошла, как ветер через глиняную стену храма, взлетела в небеса и приземлилась у корней Древа с Золотыми Листьями (тиб. sdong po gser lhag chen), где бил родник называемый «свет исходящий с небес». Никто не осмеливался даже взглянуть на это место обитель свирепого нага по имени Дава Кьёнджед. Она заставила его прийти пробудив энергией своего саматхи. Свирепый нага, потеряв терпение и собрав всю свою свиту, направил против нее свои колдовские полчища, явив все свои устрашающие формы, но Лабдон разделила тело и сознание и отдала свое тело им на съедение. Не найдя возможности нанести ей вред демоны вдруг потеряли всю свою силу и сами поднесли ей свои сердца и свирепые клятвы. Царь нагов Дава Кьёнджед вместе со всем своим демоническим войском поклялся отныне не приносить вреда другим и охранять учение Лабдон.
Подобно самому Будде Шакьямуни под древом бодхи она развеяла все полчища Мары и отправилась в странствие по священным и пугающим местам Тибета обладающим сильной энергией. После этих странствий она также обошла многих других Учителей своего времени. Согласно «Намшад Ченмо» от геше Атона она получила все учения Дзогчен. Трапа Нгонше, кроме учений о пяти ступенях практики Праджняпарамиты, передал ей также все устные наставления школы Кадам, идущие от Атиши к Дромтонпе и далее к знаменитым геше школы Кадампа. Сонам Лама в дальнейшем передал ей все наставления школы Шиджед. У Ламы Шодбу Шамарчена она выслушала множество учений тайной мантры.
Таким образом, согласно «Намшад Ченмо», с помощью Падамбы и Сонам Ламы она впервые прямо постигла состояние знания читая сутры Праджняпарамиты в храме Учителя. Затем пережила во время посвящения «Раскрытие Врат Неба» от Кьётона Сонам Ламы опыт разделения тела и ума и слияния йинг и еше. Находясь в таком состоянии самадхи она посетила пугающие места практикуя подношение собственного тела всем демонам. Затем с помощью слушания у разных Учителей множества учений по сутре и тантре она рассекла все сомнения обусловленные интеллектом и прояснила все тончайшие моменты, касающиеся девяти духовных путей тибетского буддизма.
Баир Очиров.
2012—12-15 Владивосток