Найти тему
Моя Сибирь

Святой чёрт - ч. I

История двулика и противоречива. Словно смеясь над нами, она переворачивает с ног на голову представления о былом: из злодея делает гения, из тирана – благодетеля, из святых – безбожников и наоборот.

Кем был по сути Николай Кровавый – последний российский самодержец, ныне новомученик-страстотерпец, канонизированный церковью? Или великий русский воин Ермак – разбойник с большой дороги, подаривший Сибирь России? Или простой сибирский мужик Гришка Распутин – конокрад и развратник, пророк и лекарь, святой старец и бес-соблазнитель? Истина надежно укрыта покрывалом времени, предоставляя поколениям самим выбирать себе героев и изгоев.

Чтобы не говорили о Григории Распутине современные историки и народная молва, наши зарубежные современники воспринимают его как устойчивый бренд России. Распутин – это «русская водка», «русская баня», «сибирские морозы» и «загадочная русская душа». Если в Европе открывают русский ресторан, то назовут его «Распутин». Если группа «Boney-M» пишет песню о России, то Распутин будет в припеве. Если шведы хотят продавать водку под русским брендом, то и называют ее по имени самого популярного русского.

-2

Разумеется, очень немногие иностранцы знают что-то более конкретное о нем, кроме его имиджа русского Казановы и алкоголика. Да и у нас, в России, кроме того, как «мадеру ведрами пил» да царева наследника лечил, про Гришку мало что говорят. А между тем, личность эта при ближайшем рассмотрении оказывается очень незаурядной.

Если пробежаться вскользь по распутинской биографии, поражает обилие разнообразных и противоречивых личин, социальных ролей, которые исполнял этот сибирский мужик. За свою без малого пятидесятилетнюю жизнь он успел побывать пастухом, ямщиком и конокрадом; пилигримом-богомольцем, по шесть месяцев в каждый год проводившим в паломничестве по святым местам; деревенским, а впоследствии царским лекарем; проповедником-изгоем, обвиненным Синодом в сектантстве; зажиточным крестьянином-меценатом, щедро одаривающим односельчан; ближайшим советником царя в государственных вопросах; любовником большого множества женщин всех сословий; и в итоге - то ли уничтоженным преступником, то ли зверски замученным святым.

-3

Именно его убийство, жестокое с любой точки зрения, стало одной из причин его небывалой популярности. Действительно, за что его убили? За распутство и неприлично близкие связи с царской семьей? Но Казанова и Дон Жуан были еще более развратны, и в царственных покоях тоже отмечались, однако их никто так не ненавидел и не казнил. Так кого же и за что столь рьяно уничтожали в декабре 1916 года в петербургском дворце Юсуповых?

Продолжение следует.