Единый кандидат от правых оппозиционных партий «Платформа Достоинство и правда» (DA) и «Действие и Солидарность» (PAS) Андрей Нэстасе в интервью NM рассказал, рассматривает ли мэрию Кишинева как трамплин в парламент, сложно ли было убедить Майю Санду поддержать его кандидатуру, и как он собирается освобождать столицу от коррупции, хаоса и «олигархического бинома» Плахотнюка и Додона.
«У нас мэр, проведенный через заднюю дверь»
Выдвигая свою кандидатуру, вы сказали, что выборы в Кишиневе — платформа для парламентских выборов. Означает ли это, что проблемами города вы заниматься не собираетесь и используете это как трамплин в парламент?
Я этого никогда не заявлял.
Не дословно, но общий посыл был такой: «сначала Кишинев, потом вся страна»?
Я сказал тогда, и говорю сейчас. У этих выборов два параметра. С одной стороны, это заботы кишиневцев и жителей пригородов. Сейчас это важнее всего. Все мы ходим по этим дорогам, дышим этим грязным воздухом, чувствуем запах с очистных, мы все нуждаемся в освещении и не только городских улиц, но и дворов жилых домов. Нам всем нужны одни и те же простые вещи. Это первостепенно. Второй параметр — это политический аспект. Кишинев вместе с пригородами сегодня представляет около трети населения страны, около 60% инвестиций. Кишинев сегодня — это порядка 70% от числа сотрудников, получающих официальную зарплату. Именно поэтому я и сказал о важности города. Важно, чтобы мэрия не оставалась в руках олигархии, она должна служить жителям города — трети жителей Молдовы. И то же самое надо сделать на парламентских выборах по смешанной системе. Надо постараться победить, играя по их правилам, и освободить всю страну. Сейчас первая возможность — это мэрия. Мы то же самое пробовали сделать на президентских выборах, работали для того, чтобы хотя бы один институт в этом захваченном государстве освободить от власти олигархов.
Многие считали ошибкой то, что вы сняли свою кандидатуру с президентской гонки в пользу Майи Санду.
Ну, одни считали ошибкой, другие приветствовали. На тот момент лучшего выбора не было.
Даже спустя время вы так считаете?
Даже спустя время. Я человек, который не жалеет о том, что сделал. Это было во благо людей, во благо моего народа, будущего моих детей и всех детей в этой стране. Меня всегда волновало будущее моей страны, моего народа, а потом уже мои личные достижения, достижения партии, к которой я принадлежу.
На этот раз вы выдвинули свою кандидатуру в мэры до того, как официально было принято решение о проведении выборов. Как вы убеждали партнеров поддержать вас?
О том, что мы нуждаемся в едином кандидате на выборах в Кишиневе, я говорил еще до того, как стало известно, что Дорина Киртоакэ отстранят от должности. Я тогда даже отправил публичное письмо ему, чтобы он ушел в отставку, я предупреждал его, что плахотнюковская юстиция, прокуратура не остановятся, и он дойдет до того, до чего он дошел. К сожалению, он не послушал. Я тогда был уверен, что мы дойдем до выборов, и что городу надо дать шанс выбрать мэра, а не так, как получилось у нас. У нас мэр, проведенный через заднюю дверь.
Но все-таки, легко ли было убедить партнеров вас поддержать?
Эти разговоры у нас состоялись еще в августе, мы это обсуждали. Перед тем, как мы выдвинули нашу кандидатуру, мы разговаривали с коллегами из партии «Действие и солидарность», мы сказали им, что учитывая обстоятельства, Платформа DA выдвинет кандидата. Мы попросили их поддержку, и в итоге эта поддержка была оказана. Это очень хорошо, это свидетельствует о политической зрелости обеих наших партий. У нас есть поддержка и третьей партии, которая состоит в народно-европейской семье. Наши коллеги из ЛДПМ, как парламентская партия, могут назначать членов избирательных бюро с правом голоса, это очень важно. Сейчас я возвращаюсь со встречи с людьми в больнице «Святая Троица», я был там с Майей Санду, нас там очень хорошо приняли. Я надеюсь, что мы и дальше будем действовать, как на президентских выборах и как в этой избирательной гонке.
«Я не собираюсь идти в мэрию и заниматься политическими чистками»
Это же выборы только мэра, а не в муниципальный совет. Как вам удастся эффективно работать, учитывая, что в мунсовете нет ни одного советника платформы DA?
Я не могу сказать, что в мунсовете нет нормальных людей, которые желают добра своему городу. Уверен, что там найдутся такие люди. Я рассчитываю на 25-26 человек, которые приняли бы мою программу. Я иду в мэрию с хорошей командой.
У вас есть команда?
Конечно! Моя команда составлена не по политическим критериям, там люди из гражданского общества, из деловой среды, эксперты из-за рубежа. Я надеюсь, что смогу привлечь людей, которые занимаются градостроительством в Европе, которые на деле доказали, что возможно в краткие сроки преобразовать исторический центр города, реабилитировать архитектурное наследие. В мэрии Алба-Юлии есть должность сити-менеджер, там работает Никушор Молдовану, он всего за шесть лет успел привлечь в город европейские фонды на 400 млн евро. В городе 70 тысяч жителей. Мне довелось пообщаться с ним, когда он в Кишиневе участвовал в презентации, он обещал поделиться опытом со мной и с моей командой.
Я не собираюсь идти в мэрию и заниматься политическими чистками. Мы проведем анализ. Если кто-то бездельничает, нужно разобраться. Если кто-то показал себя с не очень хорошей стороны или из-за него муниципалитет потерял какие-то деньги в судах или в других сферах, эти люди должны за это ответить. Но политическими чистками я заниматься не буду, за этими людьми находятся их семьи, дети. Если же найдутся единицы, которые сейчас не нужны мэрии, их нужно будет переквалифицировать на другие должности.
Некоторые эксперты говорят, что основная борьба за кресло мэра развернется между Раду и Чебаном, вы с этим мнением согласны?
Я не хотел бы комментировать повестку, которую составляет олигархический медиахолдинг. Приглашаю и вас, и остальных журналистов пойти со мной по городу, по его окрестностям, во дворы жилых домов, и вы сами увидите, что и как. Было бы хорошо, чтобы у всех кандидатов были равные шансы. Мы видим, как освещается кампания Сильвии Раду: хотя они говорят, что не будут освещать выборы, но мы прекрасно видим, как это делается. Как они достигли это картельного сговора — холдинг Додона и холдинг Плахотнюка — они друг с другом не борются. У нас было столько манипуляций с прессой и с опросами, не хотелось бы попасться на эту удочку. Это часть фейк-ньюс. Мы предупредили людей об этом. Как действовали в президентской гонке, с этими 30 тысячами сирийцев, то же самое будут говорить и обо мне. Хорошо еще, что не дошли до 30 тысяч домов, в которые я должен буду расселить сирийцев, которых Майя Санду должна была привезти по договору с госпожой Меркель.
К сожалению, эти фейк-ньюс работают и иногда, вместо того, чтобы рассказывать людям о своей программе, я вынужден им объяснять, что все имущество я заработал, трудясь в частном секторе, что я не работал в мэрии, в госструктурах, в правительстве или в парламенте, я не работал там, где находятся публичные деньги. Я защищал права и свободы граждан, которые попадали на эту «юстицию» и прокуратуру, контролируемые сначала Ворониным, а потом Плахотнюком. Я защищал людей, зарабатывал гонорары, которые мне платили клиенты, а не зарабатывал за счет публичных денег. Пока Сильвия Раду получала зарплату в 400 тысяч леев в месяц за счет наших контрибуций, я сохранил Молдове 200 с чем-то миллионов леев в деле Norma SRL. Мы выходили протестовать против кражи миллиарда и не позволили украсть еще 7 млрд леев. Вот это все я объясняю людям, а они меня спрашивают: «Почему говорят, что у вас есть столько домов»? А я им отвечаю: «Почему если говорят, что есть много домов, показывают только один?»
Удается переубедить? Вы ощущаете поддержку людей?
Я чувствую хорошую поддержку. Я сейчас собираюсь на встречу в Вадул-луй-Водэ. Там, кстати, много русскоязычного населения. Все думают, что если я не очень хорошо говорю по-русски, это означает, что я не буду мэром для русскоязычного населения. Нет, я не делю людей на русских, на румын, на украинцев, на тех, кто называет себя молдаванами, бессарабцами или на гагаузов. Я знаю, что все мы ходим под одним небом, ходим по одной и той же земле, тем же ямам, нуждаемся в зеленом чистом городе, в городе, где можно спланировать, например, сколько времени тебе нужно, чтобы добраться до места назначения. Нам всем это нужно, вне зависимости от нашей религиозной, национальной, языковой принадлежности и политической ориентации. Я всегда делал все возможное, чтобы люди были толерантнее друг к другу, чтобы было взаимопонимание. Чтобы люди находили то, что их объединяет, а не разделяет. Это так просто.
Я хочу использовать опыт румынских городов, в которых побывал, — в развитии молодежи, инфраструктуры города, переработки отходов и т.д. В Сучаве, например, живет около 11 разных национальностей, и они живут прекрасно и сообща, уважая друг друга. Я хочу, чтобы наш многокультурный город был дружелюбным, дружным, чистым, отреставрированным, чтобы были хорошие дороги и тротуары, парковочные места, чтобы люди чувствовали себя в этом городе комфортно. Для этого, в первую очередь, нужно избавиться от коррупции и хаоса и иметь видение того, как должен развиваться город в долгосрочной перспективе.
Это выборы мэра на год.
Да, это выборы на один год. После этого мы будем участвовать в новых выборах и будем добиваться того, чтобы горожане доверяли нашей команде в мэрии и нашей команде, которая будет баллотироваться в муниципальный совет. Все эти спекуляции, что вот Нэстасе использует мэрию как трамплин для парламентских выборов, — это сплошная манипуляция. Я привык делать все качественно и хорошо, быть последовательным в том, что я делаю и говорю, и то же самое я намерен делать здесь. Если мы победим на выборах мэра, мы сохраним все хорошие проекты, избавимся от всего плохого, выступим с новыми проектами, которые потом продолжим в ходе следующего мандата.
То есть вы останетесь в мэрии?
Да. Помочь своей партии, помочь общими усилиями достичь лучшего результата в парламенте, я не отказываюсь. Я буду в этом участвовать. Но я не буду играть с судьбой города, я не могу оставить город и играться — «сегодня мне нравится мэрия, а послезавтра парламент, а потом правительство». Я намерен идти в мэрию не на год, а на следующий мандат и, почему нет, еще на один мандат, если мне будут доверять горожане, если оправдаю их доверие.
«Нужно менять все, что прогнило»
Почему Платформа DA приняла решение выдвинуть своего кандидата в Бельцах? На пресс-конференции вы говорили о необходимости освободить Кишинев от тандема Плахотнюка и Додона. Но Бельцы на сегодняшний день от этого тандема свободны. Почему было не поддержать там, например, кандидата от «Нашей партии»? Особенно в контексте предстоящих парламентских выборов.
Любая партия обязана участвовать в выборах или одна или в альянсе. У нас альянс с партией «Действие и солидарность», мы действуем сообща. Мы не можем сравнивать Бельцы и Кишинев. Как я сказал, Кишинев это около трети населения страны. Я не говорю, что Бельцы не важны для нас. Я буду помогать Арине Спэтару выиграть в этой гонке. Я понимаю, что это будет нелегко. Особенно в условиях, когда есть договоренность между Плахотнюком и Додоном, чтобы Додон выиграл в Бельцах, а Плахотнюк — в Кишиневе, и на это направлены все усилия. Нам будет нелегко, но мы будем бороться и там, и тут. Нам очень важно, чтобы столица Молдовы вышла из-под контроля этого олигархического бинома.
Какие городские проблемы на ваш взгляд нуждаются в срочном решении?
Необходимо провести оценку всей системы управления мэрии, всех публичных услуг и структур. Я считаю, что нам надо изыскать дополнительные средства, чтобы поднять зарплаты работникам муниципальных структур, это неправильно, когда имущество миллионного города зависит от подписей людей, которые зарабатывают по 4-5 тысяч леев. В первые месяцы в должности мэра я намерен устранить все коррупционные схемы, я в своей работе буду опираться на консультативный совет при мэрии, он будет функциональным, а не формальным. Также я намерен провести аудит всех муниципальных предприятий, не было ни одной встречи с горожанами, на которой они не выказывали бы недовольство качеством коммунальных услуг, нерегулярным движением общественного транспорта, незаконной вырубкой деревьев, проблемами с вывозом мусора т.д.
Из-за неэффективного использования муниципального имущества мы теряем миллиарды. То, что сделали с муниципальной собственностью за все предыдущие годы либералы, социалисты и коммунисты должно стать предметом расследования независимых прокуроров. По официальной оценке Счетной палаты ежегодно муниципий теряет минимум 3,7 млрд. леев из-за отсутствия надлежащего учета и регистрации земельных участков. Это практически еще один бюджет муниципия. Это Счетная палата говорит, не я. В мэрии никто точно не знает, сколько земельных участков разных категорий принадлежит муниципию. Это хаос, а как известно в мутной воде рыбу легче ловить. Муниципальную землю сдают за копейки, бюджет теряет деньги. Земельные участки сдавали каким-то экономическим агентам, они строили что-то на этой земле и потом приватизировали ее по нормативной цене, которая гораздо ниже коммерческой. С первого дня в мэрии мы начнем выполнять все рекомендации Счетной палаты.
То есть в первую очередь вы будете разбираться с потерями бюджета?
Без этого у нас ничего не будет — ни дорог, ничего. Если краны не перекрыть, деньги людей не перестанут уходить на какие-то другие непонятные расходы. Нужно менять все, что прогнило. Мы нуждаемся в этих деньгах. Бюджет существенно увеличится, если мы наведем порядок в это сфере. На перспективу в мои планы входит внедрение электронной системы управления территорией муниципия, это работает в европейских городах и в Румынии. Если успею технически, хочу создать и утвердить эту систему и генеральный градостроительный план до истечения своего первого мандата. Если будет сопротивление мунсовета, я объясню горожанам, кто препятствует наведению порядка. Думаю, на следующих выборах люди это учтут.
Как вы намерены решить проблему с хранением мусора?
Это проблема, которую не решить за пару дней. Чем раньше мы начнем, тем быстрее мы решим этот важный вопрос. У нас привыкли так: пока люди из Цынцарен не протестуют, мы везем его в Цынцарены, начинают протестовать — везем в Бубуечь, даже когда в Бубуечь люди протестуют, мы все равно везем туда мусор. Такого не будет. Надо привлечь внешних инвесторов, я несколько дней назад встречался с человеком из Швеции и обсуждал возможность привлечения проектов из-за рубежа...
Читайте далее на сайте Newsmaker.md