Найти тему
ABW

Латыши не пускают белорусские трамваи на свой рынок. Как отреагировал на это "Белкоммунмаш"?

Белорусские трамваи уверенно бьют конкурентов на тендерах в Латвии, но их все равно упорно не пускают на местный рынок. "Белкоммунмаш" принимал участие в четырех конкурсах на поставку трамваев в Даугавпилс, и всякий раз предложение белорусов было лучшим по цене (главный критерий в данном случае). Однако выиграть это сражение белорусскому производителю так и не удалось.

Латыши трижды отказывались признать победу "Белкоммунмаша" под разными предлогами (или даже вообще безо всякого предлога), а последний раз, как мы уже сообщали, отдали предпочтение предложению, которое не только было почти в два раза более дорогостоящим, но и вовсе превышало сумму средств, выделенных городу на приобретение трамваев! Что это за "бои без правил"? 

Мы попросили "Белкоммунмаш" прокомментировать происходящее:

"В конкурсе, который был объявлен в 2016 году, ОАО "Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш" принимало участие в консорциуме с латвийской компанией SIA Virtus SV (напрямую белорусы заявиться не могли - такие правила) и предложило наименьшую цену из пяти участников. Однако победитель тендера тогда так и не был объявлен. При этом никакого официального уведомления о результатах конкурса в адрес ОАО "Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш" так и не поступило, несмотря на целый ряд запросов из Минска с просьбой разъяснить ситуацию. 

Консорциум SIA Virtus SV и ОАО "УК холдинга "Белкоммунмаш" послал свои предложения и на последний конкурс. Все требовавшиеся документы были представлены сразу от обоих заявителей, при этом банковскую гарантию на обеспечение участия представил белорусский производитель. Однако, как выяснилось уже постфактум, тендерная комиссия приняла к рассмотрению документы только компании SIA Virtus SV и поэтому не учла опыт "Белкоммунмаша" в поставке трамваев, а также не приняла в расчет банковскую гарантию", - рассказали на предприятии.

К консорциуму литовской UAB Railvec и российского ООО "ПК Транспортные системы" - второму участнику торгов - никаких претензий и вопросов, видимо, не возникло, так как он и был объявлен победителем, хотя запросил за восемь трамваев 4 млн 93,6 тыс. евро (предложение белорусов - 2 млн 80 тыс. евро).

"Белкоммунмаш" со своей стороны считает такое решение ущемлением прав белорусского производителя на поставку техники в Республику Латвия. "Белкоммунмаш" будет добиваться пересмотра решения: компания SIA Virtus SV, партнер по консорциуму, уже направила в адрес Бюро мониторинга закупок (Латвия) жалобу касательно решения конкурсной комиссии.

Впрочем, странно ведет себя не только конкурсная комиссия, но и латвийские журналисты. Почему-то они позволяют себе иногда довольно пренебрежительно отзываться о белорусской продукции. Вот, например, как по поводу тендера высказывалось издание grani.lv: "Конкурс объявляли трижды. На последний заявилось две фирмы, предложившие трамваи с разницей в цене почти в два раза. Дешевыми были те, что однажды уже пытались продать Даугавпилсу. Многие горожане помнят эту историю, когда один трамвай пригнали в город, а потом со скандалом забрали…"

Здесь стоит уточнить. Во-первых, не было никакого изгнания со скандалом. "Белкоммунмаш" в 2013 году предложил свою известную модель 62103 с переменным уровнем пола. Трамвай несколько месяцев находился в Даугавпилсе. Латыши не могли сказать ни да, ни нет. В конце концов, белорусам надоело ждать, трамвайный вагон забрали в Витебск - как говорится, насильно мил не будешь.

Давайте сравним, насколько "те же" трамваи моделей 62103 и 802 (участник двух последних тендеров):

-2
-3

А теперь посмотрим, какими были последние трамваи, которые Даугавпилс приобрел в 2014 году по цене 312 тыс. евро за штуку и которые по нынешний день являются самыми современными в местном трамвайном парке. Знакомьтесь: трамвайный вагон модели 71-623-02 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С.М.Кирова:


Трамвай модели 71-623-02 на улицах Даугавпилса. Фото с ресурса transphoto.ru. Автор: Кристиан Грамбергс
Трамвай модели 71-623-02 на улицах Даугавпилса. Фото с ресурса transphoto.ru. Автор: Кристиан Грамбергс

Таких трамваев было приобретено восемь единиц. Вместе с ними закупили еще четыре трехсекционные модели 71-631, но мы здесь сравниваем однотипные одиночные модели. Одиночный, четырехосный, с переменным уровнем пола пассажирского салона (доля низкого пола в средней части кузова - более 40%). Как видим, совсем не "космос", наоборот, типичный "россиянин" - более 320 трамваев серии 71-623 работают в 19 городах РФ. К слову, последний тендер в Даугавпилсе оказался настолько непривлекательным по ценам, что даже тот же УКВЗ, казалось бы, уже "проторивший дорогу в Европу", участия в нем не принимал.

"Даугавпилс с большой радостью купил бы трамваи, произведенные в Испании, Чехии, Польше, Швейцарии или Германии, но для этого в должной степени необходимо поддерживать наш регион", - приводит комментарий по этому поводу экс-мэра Даугавпилсской городской думы, а ныне депутата Андрея Элксниньша издание gorod.lv.

В этой связи, кстати, еще более непонятным становится участие в последнем конкурсе российского производителя. И это не считая технических характеристик предложенной им модели. Дело в том, что она полностью низкопольная.

Уточним: в техническом задании специально оговаривалось, что уровень низкого пола должен быть не менее 37%. Для специалиста сразу все понятно: город интересуют только бюджетные модели трамваев с переменным уровнем пола. На более современные, но и более дорогие модели с полностью низким полом, очевидно, денег не хватает. И что же? ООО "ПК Транспортные системы" заявляет на конкурс как раз-таки полностью низкопольную модель 71-911 City Star, которая априори стоит гораздо больше!

-5

Нет, формально никакие правила не нарушаются, так как оговаривается параметр "не менее 37%", а тут все 100%. Но цену ведь ниже "бюджетных" конкурентов не предложишь? Так и получилось: один трамвай модели 802 Даугавпилс мог бы приобрести за 260 тыс. евро, но теперь собирается выложить 511,7 тыс. евро за 100-процентно низкопольный City Star. Выходит, россияне заранее знали, что их предложение имеет перспективы?! 

Однако этот очевидный момент почему-то не заинтересовал латвийские СМИ - все переключились на обсуждение другого: оправданна ли покупка трамваев City Star, которые разработаны "ПК Транспортные системы", но изготавливаются на Тверском вагоностроительном заводе, имеющем связи с российским ВПК? Существует вероятность, что контракт по этой причине подписан не будет, и тогда Даугавпилс который раз вообще останется без новых трамваев...

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото из архива редакции, ОАО "Белкоммунмаш", Трамвайного управления Павлодара, transphoto.ru, ООО "ПК Транспортные системы"

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber