Ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, сецессион в Австрии, тиффани в США, еловый стиль в Швейцарии, либерти в Италии… Трудно поверить, что речь идет о разных названиях одного направления – модерна, охватившего мир в конце XIX – начале XX века. На сей раз Россия не осталась за бортом модных движений в искусстве: модерн оставил свои изысканные следы в архитектуре (именно о ней мы поговорим сегодня) многих крупных российских городов, и в первую очередь это, конечно, две столицы – Москва и Санкт-Петербург.
Для начала давайте разберемся: как проявляет себя модерн в архитектуре? По следующим чертам можно безошибочно распознать этот стиль среди множества других:
- Акцент на современных материалах и технологиях (например, стекло и металл).
- Прямые линии не в чести (читайте здесь, что думал Антонио Гауди о природе кривых и прямых линий), мягкие, волнистые, естественные – совсем другое дело.
- Следование принципу «приятное с полезным», то есть, красивое с функциональным.
Своей паутиной модерн оплел всю Европу и США, и нет здесь крупного города, который не был бы знаком с этим стилем. В мировой архитектуре это Виктор Орта, Антонио Гауди, Эктор Гимар, Отто Вагнер, в России – Гавриил Барановский, Александр фон Гоген, Федер Шехтель, Александр Турчевич. Больше всего с модерном знались петербургские архитекторы, это видно по «Астории» (Федор Лидваль), магазину Елисеева (Гавриил Барановский), «Зингеру» (ныне «Дом книги», Павел Сюзор).
Где искать отголоски модерна в Москве? Выполненное Федором Шехтелем здание Ярославского вокзала – то, что бывает, когда модерн накладывается на канву советской архитектурной школы, политизированной, как и всё остальное, с ее незыблемым и всем понятным языком знамен, звезд, серпа и молота.
Дело рук всё того же архитектора – особняк Рябушинского на Малой Никитской, в котором сейчас находится музей Максима Горького. Достаточно взглянуть на фигурные решетки окон и на ограды, чтобы сразу узнать стилистику первых станций парижского метро — этот прием называется в искусстве модерна «ударом бича» (причем не только в архитектуре, но так же и в графике, и в живописи).
С шехтелевским Особняком Дерожинской в Кропоткинском переулке – та же история, и, как и предыдущее здание, внутри он не менее интересен, чем снаружи. Чего стоит одна только витая лестница и ограда- словно обрамленный в чугун орнамент с плаката Альфонса Мухи.
Но, пожалуй, начинать повествование следовало бы с другой постройки – Особняка Листа в Глазовском переулке. Ведь именно он, созданный Львом Кекушевым в 1898-1899 годах, стал первым объектом в стиле модерн на карте Москвы. Скромному по размеру, достаточно простому и аккуратному кирпичному зданию особый шарм придают мозаичные элементы – панно и межэтажный фриз с растительным орнаментом. Именно такими деталями и живет модерн!
Конечно, это не всё разнообразие московского модернового великолепия: есть и Особняк Ивана Миндовского, и дом Льва Кекушева, и Доходный дом Сокол, и гостиница «Метрополь»… Всего не перечислить, поэтому представляю Вашему вниманию собственноручно составленную карту московского модерна:
Желаю увлекательных прогулок по Москве!
Больше статей об искусстве ищите в блоге PaintingRussia!
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)