Найти тему
НА ЗАВАЛИНКЕ

Вечное сияние мещанского разума

Нас уже 8 человек! Подпишись на мой канал и поставь лайк, чтобы не пропустить новые публикации в своей ленте.

В 1919-м году Ефим Зозуля пишет антиутопию «Рассказ об Аке и человечестве». Тогда, в 1919-м, рассказ прошёл почти незамеченным. Интеллектуальная элита была занята гражданской войной, выживанием и эмиграцией. Как это часто бывает, один из самых пророческих и психологически точных портретов общества остался незамеченным современниками. Более того, сегодня, спустя 100 без малого лет, «Рассказ об Аке и человечестве» остаётся настоящим открытием.

Первый этап построения Лучшей Жизни

Действие рассказа происходит в городе, жители которого хотят для себя Лучшей Жизни. В этих целях они избирают Коллегию Высшей Решимости и наделяют её «высшими полномочиями». В Коллегию избираются лучшие из лучших, а сама Коллегия избирает своим председателем человека по имени Ак, также лучшего из лучших.

Первое решение Ака на пути построения Лучшей Жизни — уничтожить человеческий мусор. Каждый житель города обязывался предстать перед комиссией в составе трёх представителей Высшей Коллегии. Далее, эта тройка представителей решала, достоин ли жить человек в городе или же его нужно уничтожить в течение 24-х часов.

Решение Ака шокировало горожан, многие попытались бежать из города (их отлавливали и возвращали), но были и те, кто радовался репрессиям, полагая, что их близких репрессии не коснутся.

Заключения троек об уничтожении людей складируют в огромном сером шкафу. Ак любит закрываться в этом шкафу и в темноте, сидя на папках с делами уничтоженных людей, Ак курит трубку и размышляет о том, как бы ещё ускорить наступление в городе Лучшей Жизни. Ак был человеком самокритичным и не мог не сомневаться в правильности выбранного пути. Ак рассуждает:

Что делать? Где выход? Когда изучаешь живых людей, то приходишь к выводу, что три четверти из них надо вырезать, а когда изучаешь зарезанных, то не знаешь: не следовало ли любить их и жалеть? Вот где, по-моему, тупик человеческого вопроса, трагический тупик человеческой истории.

Второй этап построения Лучшей Жизни

Разочаровавшись в репрессиях, и убедившись, что они не улучшают общество, Ак меняет курс и переименовывает Коллегию Высшей Решимости в Коллегию Высшей Деликатности:

Коллегия Высшей Деликатности вменяет в обязанность особым комиссиям в составе трех членов обходить ежедневно квартиры, поздравлять их обитателей с фактом существования и записывать в особых «Радостных протоколах» — свои наблюдения.

И снова горожане разделились в отношении к происходящему, не все радовались жизни:

Стали обычным явлением всякие столкновения и дрязги. В этих случаях, наряду с обычной бранью, донимали друг друга и таким, ставшим трафаретным, диалогом: 
— Вы, видно, по ошибке живете на свете? Как видно, Коллегия Высшей Решимости весьма слабо работала... 
— Очень даже слабо, если остался такой субъект, как вы...

Но всё тщетно. Расцвела обыденная мещанская жизнь, вверенную свободу люди прожигали в чревоугодии и бытовых дрязгах. Лучшая жизнь, которую должна была построить Коллегия, даже и не думала наступать. Горожане наслаждались оттепелью, что вызывало у Ака отвращение и чувство бессилия перед мещанской природой обывателя.

Прозрение

Ни репрессии, ни опека не помогли Аку изменить людей и выполнить свои обязательства по построению Лучшей Жизни. Люди были такими, какими они умели быть, и жили так и только так, как умели жить — это откровение добило Ака.

Получалось, что горожане скинули на Коллегию и лично на него, Ака, заботу о своём светлом будущем. Но что это значит на деле? Это значит, что теперь людям можно ни о чём не беспокоиться и жить в своё удовольствие по мере возможностей. И никому нет дела, что это перечёркивает любую инициативу Ака, превращая её в «а получилось как всегда», ведь виноватыми будут Ак и Коллегия — не доглядели, не всё спланировали.

В ужасе Ак бежит из города, больше его никто и никогда увидит.

P. S.

Я напомню, рассказ был написан в 1919-м году, когда всё-всё-всё только начиналось.