Популярное место заслуживающее особого внимания находится в Египте, на западном берегу Нила, в Нубии. Это комплекс из двух поражающих воображение храмов Абу-Симбел (или Абу-Симбиль - перевод "отец хлеба"), вырубленных в скале, по приказу фараона Рамсеса II, как символ победы в сражении над хеттами и огромной любви к своей жене - Нефертари. Изначально такое название носила скала, но после возведения в этом месте храмов, название Абу-Симбел перешло на всю группу скал вместе с постройками.
Комплекс включает в себя Большой и Малый храмы. Большой храм возведён в честь фараона Рамсеса II после сражения при Кадеше (в 1296 году до н.э.), битва между войсками Хеттского и Египетского царств. Сражение проходило в г.Кадеше у реки Оронт (сейчас территория Сирии). Столкновение двух держав проходило с многочисленными потерями с обеих сторон и привело к тактической ничьей. Войска Рамсеса II чудом оставшись в живых не сумели занять Кадеш, хетты остановили вторжение египтян. В итоге было решено заключить перемирие, но каждая из сторон приписала победу себе. Рамсес II считал битву с хеттами главным делом своей жизни, и приказал увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту. Рельефные композиции на стенах Абу-Симбела описывают ход битвы, на всех рисунках фараон представлен как победитель этого сражения, сильный и могущественный, он возвышается над противником.
Малый храм воздвигнут в честь любимой жены фараона - царицы Нефертари, в статуях у храма она изображена в образе богини Хатхор (богиня любви, плодородия, неба, красоты, женственности, танцев и веселья). Прежде супруги фараонов не удостаивались чести быть увековеченными на ровне со своими мужьями, Нефертари была первой царицей, кто получил это право. Образ любимой жены Рамсес II приказал запечатлеть в статуях рядом со своими, расположенными у входа в малый храм.
Малый храм намного скромнее и проще по сравнению с Большим храмом, состоит всего из двух залов. В знак своей огромной любви и почитания своей жены, фараон высек надпись на храме: «Рамсес, он воздвиг храм, высеченный в горе на вечно, ради Великой супруги царской Нефертари, Возлюбленной Мут, в Нубии, в вечности и бесконечности… для Нефертари, удоволившей богов, той, ради которой светит солнце»
При входе в Большой храм, который был высечен в монолитной скале, восседают 4-ре огромные статуи трёх богов создателей - Ра-Хорахти, Амона и Птаха - и самого фараона Рамсеса II. Этих Богов царь считал своими покровителями. Прислонившись спиной к скале, огромные статуи величаво восседают на тронах, однако все статуи имеют портретное сходство с фараонам (одинаковое лицо). Таким образом Рамсес II олицетворяет себя равным Богу, обожествляет себя при жизни. Сами статуи около 21 метра в высоту, с двойными коронами (правление над верхним и нижним Египтом) на головах, облаченные в царские одеяния. У ног гигантских колоссов расположены скульптуры членов семьи фараона — жены Нефертари, его матери и нескольких детей (всего детей у фараона насчитывалось около двухсот). Идеальные пропорции скульптурных изображений фараона удивляет, учитывая их поразительное сходство и масштаб.
Фасад Большого храма составляет более 30 метров в высоту. Огромные помещения храма были высечены внутри цельного массива скалы, представляя собой четыре последовательно уменьшающихся в размерах зала, а также ряда небольших боковых помещений предположительно служивших кладовыми для жертвоприношений. В первый зал мог войти любой желающий, здесь находятся 8-мь статуй фараона в образе бога Осириса (бог возрождения, царь загробного мира и судья душ усопших).
Во второй зал могли войти люди только из благородного сословия, в третий зал допускались жрецы. Четвёртая комната предназначалась только для самого фараона и его семьи. Стены внутренних залов покрыты священными текстами, рельефами и фресками, как кадры из прошлого, они показывают нам значимые события жизни фараона и его окружения. Изображение на потолках солнца обозначает мощную царскую власть, а кобры, как символ справедливого неминуемого наказания за предательство своего фараона.
Но есть ещё одна удивительная особенность Большого храма, из-за которой тысячи туристов каждый год съезжаются в Абу-Симбел. Благодаря точным расчетам строителей храма, два раза в год 22 октября и 22 февраля в 6:00 утра (по данным другого источника - 21 марта и 21 сентября — дни весеннего/осеннего равноденствия в 5:58 часов утра) - считается что именно на эти дни приходится день рождения и день вступления на трон фараона Рамсеса II, луч утреннего солнца проделывает путь 65 метров, неспешно пронизывая 4-е зала и останавливается на статуях богов сидящих в последнем малом зале. Сперва солнечный луч освещает по 6-ть минут статую Амона и Ра-Хорахти, затем луч переходит и 12 минут освещает статую Рамсеса II. Затем поток света исчезает и возвращается опять на рассвете через полгода. На статую бога Птаха солнечный свет никогда не попадает. Птах — владыка подземного мира, любит пребывать всегда во тьме. Все четыре статуи в малом зале, как и изваяния при входе в храм имеют лица Рамсеса II.
Храмовый комплекс Абу-Симбел со временем пришел в упадок и практически весь был засыпан песком. Его нашел востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт из Швейцарии в 1813 году. Но откопать и попасть внутрь храма удалось только в 1817г благодаря Джованни Бельцони, именно он смог первым пробраться в храм Абу-Симбела после долгого забвения.
В 1952 году началась активная работа по постройке второй Асуанской дамбы на реке Нил. Постройка плотины была жизненно необходима жителям Египта, но она грозила полному затоплению комплекса храмов Абу-Симбел, а также другим не менее ценным объектам культурного наследия. Египетское правительство срочно обратилось в ООН с просьбой помочь спасти храмы. На помощь пришла 51 страна поддержав один из наиболее амбициозных проектов по спасению построек мировой значимости. Ученые из различных стран стали думать как спасти храмы от затопления. Изначально хотели полностью затопить комплекс Абу-Симбел, а затем окружить его прозрачным стеклянным куполом-аквариумом, посетители могли рассматривать храм сверху со специальных смотровых площадок. Для более детального осмотра исторического памятника были предусмотрены лифты спускающие людей под воду. Но при реализации этого плана, храмы высеченные в скале из мелкозернистого пористого песчаника размылись бы водой и в со временем разрушились. Учитывая все эти особенности, стало ясно, что спасти храмы можно лишь передвинув их на безопасное расстояние от воды. Но как это сделать?! Задача казалась практически не выполнимой.
Один из вариантов переноса храмов - поднять и перенести их единым блоком, вырезав все памятники с помещениями внутри скалы целиком, установить снизу 650 домкратов и при помощи них и бетонных опор поднять храмы миллиметр за миллиметром на нужную высоту. Реализация этого плана была очень рискованной, так как до этого такую тяжесть, а именно 250 000 тонн, не поднимали никогда! Если часть домкратов или опор обрушится, последствия будут катастрофическими. Были и другие варианты спасения храмов, но все они не могли быть осуществлены на тот момент времени из-за отсутствия технических возможностей и слишком большого риска разрушить исторические памятники возрастом в 3 000 лет. Ученые пришли к выводу, что единственный способ перенести Абу-Симбел, был наименее привлекательным, ради переезда храмы нужно было разрезать на меньшие секции.
В начале 1964 года команда инженеров из разных стран приступила к титанической работе по демонтажу Абу-Симбела. Разрезать храмы на абсолютно равные блоки не представлялось возможным, иначе их фасад будет выглядеть как шахматная доска. Разрез прошедший сквозь нос или глаз скульптуры мог оставить невосстановимый шрам, поэтому разрезы нужно было нанести так, чтобы минимизировать ущерб. Наиболее тяжёлые и ценные блоки которые приходилось спасать - это головы Рамсеса II, весом в 30 тонн высеченные в самой горе, на высоте 20 метров. Всего было сделано более 5 000 разрезов вручную, чтобы получить 1050 блоков весом до 30 тонн, работали днём и ночью. Помимо фасада храма, потребовалось перенести помещения храмов в самой скале с колоннами, потолками, стенами с иероглифами и скульптурами.
Абу-Симбел был высечен в горе, это была природная конструкция, сложность переноса заключалась не только в переносе храмов, но и самой горы тоже. Девять месяцев беспрерывной работы понадобилось рабочим, чтобы распилить Абу-Симбел целиком. Теперь предстояла не менее трудоёмкая работа — перенести и собрать храмы заново. У каждого блока был идентификационный номер, чтобы потом точно знать откуда он и в каком порядке вернуть его на место. Это исключало возможность ошибки при сборке храмов. Но самое пугающее было ещё впереди, храм нужно было воссоздать так, чтобы луч солнца снова засиял на ликах Богов.
Новое место для реконструкции нашли в 180 метрах от предыдущего местонахождения храма, на скале у старого русла Нила. Команде предстояло не только восстановить памятник, но что сложнее воссоздать окружавшую его гору. Создание целой горы над новыми храмами стало очередным испытанием. Для этого над храмом возвели огромный бетонный купол, он состоял из 300 гигантских сцепных секций. Так же оставалась сложность в том, чтобы выровнять храм так точно, как древние люди, чтобы восход освещал Богов внутри.
На воссоздание храмов ушло 19-ть тяжелых месяцев. Чтобы скрыть следы распилов нужно было замазать 10-ть километров швов строительным раствором. 31.10.1968 года проект был завершен, на 20-ть месяцев раньше плана. Абу-Симбел засиял не только в прежней красоте, но выглядел так, будто и не сходил с места! Даже отколовшаяся когда-то голова одного из колоссов была перенесена и точно положена как и прежде у подножия храма.
Инженеры выяснили как нужно выстроить храм, чтобы пропускать солнечный свет во внутреннее святилище дважды в год. И сегодня солнечные лучи касаются лика 3-х статуй, как и 3 000 лет до этого и как будут в грядущие столетия. Масштаб работ проделанный в Абу-Симбеле был невиданным! Самый грандиозный перенос исторического памятника завершился успехом. Археологам и инженерам съехавшимся со всего света для спасения Абу-Симбела, удалось сдвинуть гору!
Но была в храме ещё одна тайна. Говорят в святилище на рассвете начинали раздаваться плачь, тихий шёпот и стоны. После переноса храма эти звуки прекратились. Причина звуков в том, что когда восходящее солнце нагревало камни и воздух, в трещинах между камнями дул ветер, создавая эффект «эоловой арфы».