Считается, что транспорт, начиненный взрывчаткой – это изобретение религиозных фундаменталистов, родом из конца 20-го века. Кадры с монструозными грузовиками, которые несутся на позиции беспорядочно отстреливающихся войск – это одна из примет современных конфликтов. Но подобные идеи далеко не новы. И 70 лет назад немецкие конструкторы создали первую в мире распространенную самоходную мину, которую иронично прозвали Голиафом.
История
После Первой Мировой ряд мировых изобретателей начали работать над небольшими гусеничными машинами с дистанционном управлением, целью которых была доставка взрывчатки. В боях 1916 года французы эпизодично применяли свой Torpille Terrestre, который нес в себе 40 килограмм взрывчатки. Беспилотник с электромотором мог ехать прямо, чего было достаточно, что бы атаковать протяженные окопы противника. Спустя два года эту идею развил американский конструктор Элмер Викершем в своей «Наземной торпеде Викершема». Его идея пришлась по вкусу французам, и те в 1930-х сконструировали беспилотник проекта Адольфа Кегрессе. Этот прототип и был обнаружен немецкими войсками в 1940 году на берегах Сены. После исследования прототипа, автопроизводителю Carl F. W. Borgward было поручено создать аналог, который смог бы перевозить минимум 50 килограмм взрывчатки. Так появился наш герой.
Голиаф
Sd.Kfz 302 Leichter Ladungsträger (Легкий носитель заряда) или Goliath нес на себе 60 килограмм бризантной взрывчатки. Управление Голиафа осуществлялось с помощью джойстика, который соединялся с машиной кабелем в 650 метров, который присоединялся к корме Голиафа. Две жилы кабеля отвечали за управление, а третья – подавала заряд на детонатор.
Все Sd.Kfz 302 были одноразовыми, и запускались для конкретных целей. Первые версии беспилотников управлялись парой электромоторов Bosch по 2,5 кВт, но его стоимость в 3000 рейхсмарок и сложность полевого ремонта, привели к замене на двухтактный бензиновый агрегат. Тогда же лобовую броню удвоили, доведя ее до 10 мм. С новым мотором дальность танкетки возросла с одного километра – до 10. Самоходные мины использовались на всех фронтах же с 1942 года. В основном, они были на вооружении инженерных и танковых подразделений.
Голиаф успел принять участие в подавлении Варшавского восстания в 1944 году, и в боях за итальянский город Анцио. Известно о наличии этих устройств во время высадки союзников в Нормандии, но применить их не удалось – кабели часто перебивались массированным артиллерийским огнем. В августе 1944 года они использовались против союзных десантников, которые действовали на юге Франции в 1944 году. К слову, тогда был зафиксирован первый случай уничтожения транспорта. Одну машину 509-го парашютно-пехотного батальона удалось уничтожить дистанционным взрывом.
Итоги
В общей сложности, на мощностях Zundapp and Zachertz было собрано более 7,5 тысяч самоходных мин. Тем не менее, опыт их применения сложно назвать успешным. Машине недоставало проходимости и маневренности. Дорожный просвет в 11,4 сантиметра и высокий вес часто приводил к застреванию машины. Да и скорость в 9,7 км\ч позволяла противнику быстро сориентироваться. Во-первых, 10-миллиметровое бронирование «Голиафа» не защищало даже от винтовочных пуль. А во-вторых, машины, которые сперва наводили ужас на солдат, быстро проявили свою уязвимость. Достаточно было перерубить трос управления саперной лопаткой, что бы оператор потерял связь с машиной. Да и вес в 430 килограмм был излишним, и часто расчету было проблематично доставить Sd.Kfz 302 к месту запуска, хотя иногда к ним добавляли импровизированные тележки на основе катков от полугусеничного тягача. Проще говоря, необычное оружие немцев было эффективным – когда оно достигало цели. Но было это очень редко, и нечастые подрывы производили где получится - часто ущерб не превышал стоимости самой машины.
Захваченные образцы с интересом рассматривались иностранными разведками, но их эффективность так же была признана низкой. Некоторое количество трофейных «Голиафов» использовались американскими десантниками в качестве тягачей, но машины, созданные для короткого пути в один конец, часто ломалась. Как и многие другие немецкие образцы, Leichter Ladungsträger Goliath, настолько обогнал свое время, что был абсолютно бесполезным. В дальнейшем, эти идеи пытались перенять, но скорое развитие радиоуправляемых образцов, отодвинуло идею проводных беспилотников в историю.