Если мир вокруг стал как-то приторно приятен, отношения с людьми неожиданно наладились, а жизнь внезапно стала лёгкая, как пёрышко – просто сходите на румынское кино и всё вернётся в нужное русло. По крайней мере, таки мысли возникают после просмотра «Поророки», фильма, которым можно лечить от чрезмерного оптимизма и жизнерадостности. И в данном случае это скорее комплимент – на фильмах Кристиана Мунджиу, Кристи Пую и других пионеров современной «новой румынской волны» тоже особо не улыбаются.
Простая семья: отец, мать, сын и дочь. Простая ситуация: папа вышел днём в парк, с детьми погулять. Закурил, отвернулся, выкинул бычок, поворачивается – младшей девочки след простыл. Сцена похищения (или же просто пропажи?) ребёнка снята одним долгим длинным планом, который передаёт весь ужас события, что кажется на деле таким простым и банальным со стороны. О чём и фильм – о том, какой страшной на деле оказывается ситуация, которых случаются сотни, если не тысячи на дню. Поророка – это гигантская четырёхметровая волна на реке Амазонка в Бразилии, которая долго «накапливается», после чего смывает всё – дома, суда, прибрежные постройки и, конечно же, людей. В фильме поророки мы не увидим в буквальном смысле, но в переносном эта самая «волна», которая подступает в момент похищения ребёнка, набирает свой ход и грозится разрушить всё, что встанет на её пути.
В этом мрачное и невесёлое достоинство фильма: зритель наглядно видит, что случается с семьёй, которая переживает подобное происшествие. И режиссёр, Константин Попеску, для которого «Поророка» стал дебютом, увлечённо, на протяжении почти трёх часов медленно и беспристрастно разжёвывает ужас этого обыденного преступления (и преступления ли вообще, а не банальной потери?). И ужас человека, который буквально сходит с ума от того, что случилось: отец пропавшего ребёнка оказывается в изоляции, не буквальной, но морально – напряжение между ним и женой буквально разливается в воздухе, прорываясь не через слова, но отдельные действия, жесты и поступки.
В духе «румынской школы» преобладает ручная камера, которая фиксирует обстоятельства с почти документальной дотошностью. Потенциального зрителя может отпугнуть хронометраж, но он оправдан: фильм гарантирует медленное, постепенное и крайне правдоподобное погружение в кошмар, который чувствуешь буквально шкурой, оторваться просто невозможно. И пускай эти люди нереальны, но ситуация, будто взятая из сводок дешёвых газет вроде «Криминальная Россия», пугает не на шутку. И, несмотря на всю мрачность (не ждите хэппи-энда в конце – у румын это не в чести), цель фильма вполне благая – обратить внимание на проблему исчезновения людей в современном мире и призвать каждого зрителя быть в триста раз внимательнее в следующий раз, когда выходишь на улицу с кем-то, кто тебе дорог.
Автор текста - Иван Афанасьев.
Фильм был отсмотрен в рамках 40-го Московского международного кинофестиваля. Редакция паблика "Хорошее кино от Ивана Афанасьева" благодарит дирекцию фестиваля за аккредитацию и возможность посмотреть этот фильм и другие показы.