Найти тему
Зелёнка

О божьем даре и яичнице

Как отличить шедевр от ширпотреба?

…Бриллиант от стекляшки? Не спутать, как говорится, божий дар с яичницей?

Разница бросится Вам в глаза, если Вы, выйдя из Третьяковской галереи на Крымском валу, заглянете в близлежащие торговые ряды, где художники выставляют свои картины на продажу. Что мы видим? Очень яркие, сочные, ненатуральные краски, избитые романтические сюжеты, перетекающие из картины в картину, от художника к художнику (словно фольклорные прибаутки, которые передаются из уст в уста), иногда — очевидные ошибки в перспективе, особенно в портрете, не всегда заметные неопытному зрителю.

-2

«Постойте, — скажете Вы, — но ведь в той же Третьяковке на Крымском выставлено множество работ, выполненные с явным пренебрежением к перспективе и академическим правилам!». Дело вот в чем: каждый из крупных художников начинал с азбучных знаний — композиция, рисунок, перспектива. Он изучал и скрупулезно следовал своду правил, сковывающих бедолагу по рукам и ногам. Чтобы, настрадавшись всласть, потом демонстративно отвергнуть все полученные навыки, заявив о себе миру как о художнике-авангардисте/кубисте/супрематисте. Это путь Ван Гога, Сальвадора Дали, Казимира Малевича — да и каждого «бунтаря», возглавившего революцию против академических догм, которые набили ему оскомину. Строго говоря, история этой революции и есть история живописи.

-3

Дилетант же отвергает правила, толком с ним не познакомившись, или же вовсе не догадывается об их существовании. Он берется за пресловутый портрет девочки, стоящей по колено в воде (такой сюжет можно найти в доброй половине живописных лавок Москвы), не изучив тонкостей человеческой анатомии. Цвета, данные природой, кажутся ему недостаточно выразительными, и он выдавливает на палитру полтюбика самого ядовитого зеленого, флюоресцентного голубого и ядреного желтого — кашу маслом не испортишь! В подобных лавках всегда можно встретить одни и те же картины: мастер ведет учет самых популярных сюжетов и предусмотрительно дублирует их сразу в нескольких экземплярах, тужась изобразить его как можно более похожим на фотографию. «Вот эту работу хорошо берут!» — рекомендует мне свое творение один из таких художников (фраза, которую ожидаешь услышать в магазине мобильных телефонов, но никак не в салоне живописи). Самое удивительное, что мастер не кривит душой, когда заявляет о высоком спросе на товар, ведь именно такие картины востребованы среди большинства любителей прекрасного: они ярки, понятны, натуралистичны (даром что грешат грубыми ошибками — их заметит далеко не каждый зритель).

Конечно, речь идет не обо всех выставленных на продажу полотнах, среди них тоже немало перлов! Чтобы научиться с первого взгляда отличать настоящую живопись от конъюнктуры, как драгоценный камень от подделки, нужен хороший вкус, немного практики (причем первый пункт — дело наживное, являющееся следствием второго) и хорошая литература по искусству.

Подробнее о том, как приобщиться к творчеству, читайте в статье "Как понимать искусство?" в арт-блоге PaintingRussia.

Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)