Найти тему
Новости Державы

Мидзару, Кикадзару, Ивадзару: Почему три японскин обезьяны стали символом женской мудрости

В синтоистском святилище Никко Тосё-гу в городе Никко в Японии находится произведение искусства, известное во всем мире. Над дверью этого храма с XVII века расположено резное панно, изображающее трех мудрых обезьян. Резьба выполненная скульптором Хидари Дзингоро иллюстрирует известную фразу «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу».

-2

Бытует мнение, что эта пословица пришла в Японию из Китая в VIII веке, как часть Тэндай-буддийской философии. Она представляет собой три догмы, символизирующие житейскую мудрость. Резная панель с обезьянами — это лишь одна маленькая часть большой серии панелей в святыне Тосё-гу.

-3

Всего существует 8 таких панелей, представляющих собой «Кодекс поведения», который был разработан китайским философом Конфуцием. В собрании изречений философа «Лунь юй» («Аналекты Конфуция») встречается подобная фраза. Только в редакции, датируемой примерно II – IV веками нашей эры, она звучала немного по-другому: «Не смотри на то, что противоречит благопристойности; не слушай того, что противоречит благопристойности; не говори того, что противоречит благопристойности; не делай того, что противоречит благопристойности». Вполне возможно, что это оригинальная фраза, которая была сокращена после того, как она появилась в Японии.

-4

Обезьяны на резной панели — макаки, хорошо распространенные в Стране восходящего Солнца. Резьба изображает обезьян сидящими в ряд, первая из ни закрывает себе лапами уши, вторая закрывает рот, а третья вырезана с закрытыми глазами.

Обезьяны, конечно же, известны всем как «не вижу, не слышу, не говорю», в то время, как на самом деле, у них есть свои имена. Обезьяну, которая закрывает себе уши, зовут Кикадзару, которая закрыла себе рот, — Ивадзару, а Мидзару закрывает глаза.

-5

Имена, скорее всего, являются просто игрой слов, потому что они все заканчиваются на «дзару», что на японском языке обозначает обезьяну. Второе значение этого слова — «уходить», то есть каждое слово можно интерпретировать как фразу, направленную на зло.

Вместе эта композиция на японском языке называется «Самбики-Сару», т. е. «Три мистические обезьяны». Иногда же к известному трио добавляют четвертую обезьяну по имени Сидзару, которая представляет принцип «не совершать никакого зла». Стоит отметить, что согласно общепринятого мнения, Сидзару добавили гораздо позже в сувенирной индустрии, исключительно в коммерческих целях.

-6

Обезьяны представляют собой подход к жизни в религиях синто и косин. Историки считают , что символу трех обезьян приблизительно 500 лет, однако, некоторые утверждают, что подобная символика была распространена в Азии буддистскими монахами, возникнув в древней индуистской традиции. Фотографии обезьян можно увидеть на древних свитках косин, в то время святилище Тосё-гу, где расположено знаменитое панно, было возведено, как священное здание для верующих синто.

-7

Вопреки распространенному мнению о том, что три обезьяны возникли в Китае, скульптуры и картины «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла» вряд ли найти в любой другой стране, кроме Японии. Самый старый памятник косин, на котором фигурировали обезьяны, был построен в 1559 году, но на нем есть только одна обезьяна, а не три