Однажды, после смотра войск, расположенных в Варшаве, император Николай I, оставшись чрезвычайно довольный дисциплиной и порядком в частях, обратился к окружавшим его офицерам:
— Господа генералы и штаб-офицеры! Прошу ко мне обедать.
Возвратясь в Лазенковский дворец, государь усомнился, принял ли это приглашение фельдмаршал князь Паскевич, так как оно не было обращено к нему особо. Государь приказал позвать к себе конвойного. Явился казак.
— Поезжай сейчас к Ивану Фёдоровичу, — сказал ему государь, — проси его ко мне обедать да скажи, что я без него не сяду за стол.
Конвойный тотчас поскакал, но дорогой пришел в раздумье: а кто такой, собственно, Иван Фёдорович?Для разъяснения недоразумения он обратился к первому попавшемуся городовому:
— Где живет Иван Фёдорович?
— А вот в этом переулке, — объяснил тот.
Вот только, если для государя Иваном Фёдоровичем был фельдмаршал Паскевич, то для городового Иваном Фёдоровичем был квартальный надзиратель, к которому он и направил конвойного. Старик квартальный, конечно, выразил сомнение насчет адресованного ему высочайшего приглашения, но казак уверил его:
— Мало того, что государь приглашает вас кушать, но приказал вам сказать, что без вас и за стол не сядет.
Мешкать, значит, было нечего. Иван Фёдорович, наскоро одевшись, отправился во дворец. Паскевич же прибыл к обеду по приглашению государя, обращенному ко всем генералам.
Во время обеда государь, заметив между обедающими невоенного старика, обратился к графу Бенкендорфу с вопросом:
— Кто это там сидит без эполет?
— Сейчас узнаю, ваше величество, — отвечал Бенкендорф, намереваясь встать.
— Нет, нет, — удержал его государь, — не конфузь его, пусть пообедает.
По окончании обеда государь снова обратился к Бенкендорфу, чтобы тот разузнал «поделикатнее». Когда дело разъяснилось, государь от души рассмеялся. А старик квартальный так понравился Николаю, что тот подозвал его к себе и пожаловал часы, сказав:
— Ты хороший служака, вот тебе от меня.