Найти в Дзене

Голубиное сообщение Петербурга

Это самолет! Это облако! Нет, это птица!
Нет, правда, птица.
Рассказываем, откуда же в Петербурге взялись почтовые голуби и куда делись.

А помните?
Давным-давно, когда все мы носились целыми днями беззаботно по улицам и не задумывались о взрослых проблемах, практически в каждом районе города была огромная будка на длинных подпорках.
Одна из таких стояла у меня в соседнем дворе. Каждое утро по пути в школу я наблюдала за действием: мужчина в годах поднимался по лестнице наверх, где на крыше будки суетились голуби в ожидании хлебных крошек.

Позднее мне рассказали, что там ютились не обычные птицы, а почтовые голуби. В их удивительную способность доставить письмо из пункта А в пункт Б, при этом не залетев в соседний городок на несколько недель, всё ещё сложно поверить. Первая и базовая способность почтовых голубей – это так называемый «хоуминг», инстинкт возвращения домой. Та ещё загадка, ведь до сих пор никто точно не может объяснить, как птицам удаётся не теряться в улицах, домах, да и вообще долетать до конкретного места.

Вторая способность у птенцов проявляется прямо с рождения. Считается, что природа наделила голубей специальным «внутренним магнитом». Этот необычный «прибор» расположен в клюве, точнее в его основании, этот «магнит» помогает только что вылупившимся птенцам определить и запомнить уровень магнитной напряженности возле своего гнезда.

Всё-таки, кто этот умник, который вдруг решил привязать к лапке птицы сверток бумаги, чтобы получить ответ на отправленную весточку? Ходят слухи, будто первого почтового голубя отправил Брут во время осады римлян, а было это ни много ни мало в 43 году до н.э. Для Российской Империи голубиную почту, как в принципе и многое модное-новое, открыл князь Голицын в 1854 году. По скромным подсчётам, Михаил Фёдорович в кратчайшие сроки организовал трассу для почтовых голубей длинной в девяносто верст. Бумаги и сообщения летали от поместья в Москве до имения в деревне Сима. В Петербурге голубиная почта появилась спустя 37 лет, в 1891 году. Это была станция при воздухоплавательной команде военного ведомства, линия соединяла две столицы России: Санкт-Петербург и Москву.

Вообще существует четыре типа почтовых голубей, а для Петербурга наиболее подходящей и достойной сочли лишь одну породу: спортивные, или спортивно-почтовые голуби. Только они могли летать в любое время суток, игнорировать туман и плохую, так свойственную для Петербурга, погоду. Выглядели птицы достаточно просто и невзрачно (у них на тельце отсутствовали лишние «декоративные» элементы), но зато обтекаемая форма тела, развитые маховые перья и клюв, расположенный на одной линии с головой, помогали голубям преодолевать значительные расстояния за короткое время.

Еще совсем недавно, буквально лет тридцать назад, город был усыпан голубятнями. Их располагали либо во дворах, либо на верхних этажах доходных домов. Как вспоминает Е.М.Замосковский, один из старейших голубеводов Санкт-Петербурга, в послевоенное время у мальчишек одна забава была: голубей гонять. Так Евгений Михайлович и нашёл своё призвание: заниматься птицами.

«Когда мы были детьми, голубятни были кругом. И на 5-й линии Васильевского острова, и на 7-й, и на Фонтанке — полно. Голубятников в городе было около тысячи. Теперь их с натяжкой наберется 150 человек». Как это ни грустно, разведение аристократических видов птиц постепенно уходит в прошлое. Новый Петербург стремительно обрастает тесной высотной застройкой, в которой голубям и голубятням уже нет места. Теперь они для нас – бестолково снующие по помойкам города дикари, и мало кто вспоминает об их благородной истории.

Больше из жизни Петербурга

Поддержать проект