Найти в Дзене
Film pro

«Женитьба Бальзаминова». Как молодых старили, а 46 летний Вицин сыграл 20 летнего юношу

кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»

Фильм «Женитьба Бальзаминова» снимался в русском городе Суздаль, где сама атмосфера способствовала творческой работе. В далеком 1964 не было сегодняшнего осовременивания города, а первозданная красота и чистота присутствовала во всем.


За основу были взяты три пьесы Островского — «Праздничный сон до обеда», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Две собаки дерутся — третья не приставай», где главный герой Миша Бальзаминов находился в постоянном поиске выгодной материально невесты.


В фильме снимались известные актеры — Георгий Вицин, Нонна Мордюкова, Людмила Гурченко, Надежда Румянцева, Николай Крючков, Лидия Смирнова, Ролан Быков. Артисты отлично справились с ролями.


Константин Воинов, режиссер-постановщик картины, грамотно подошел к расстановке актёров, ко всему относился серьёзно, оттачивая каждый кадр до блеска. Возможно, это утомляло артистов, зато результат работы был отличный.


Вицину на момент создания образа 20 летнего повесы было уже 46 лет, но никто из зрителей в дальнейшем и не помышлял, настолько мастерски сыграл Мишу. Для естественности атмосферы привлечены съемки натуры города — церковь, торговые ряды, улочки и домики.

кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»

Заметную лепту в успех фильма внес композитор Борис Чайковский. Он сумел вплести в канву картины перезвоны колоколов, миниатюры, подчеркивающие самобытность окружающего мира и непосредственность героев. Все в картине воспринимается естественно и красиво.


Воинов заставлял работать в три пота, ведь зритель должен поверить в происходящие события. Момент со свахой снимался в жару. Но режиссер заставил выполнить финальную сцену до блеска. Играла роль Лидия Смирнова.


В Суздале старые люди до сих пор вспоминают, как снимался фильм. А дом, где Вицин работал и отдыхал в перерывах, до сих пор стоит на прежнем месте на улице Старой, 13. Сейчас там висит доска, на которой отмечена дата съемок «Женитьбы Бальзаминова». Дом арендовался вместе с амбаром. А голубей собрали по всему городу, и вместе с ребятней Вицин выгуливал их на чердаке.


Женщина, у которой арендовался дом, до сих пор вспоминает актрис Смирнову и Савинову, с которыми можно было запросто пообщаться. А вот Шагалова была горделива и неприступна. О Вицине вспоминают с особой теплотой, вел себя по-свойски, с ним было вообще легко в общении.

кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»

Интересны воспоминания из книги Л. Смирновой «Моя любовь», изданной в 2009 году. Там она рассказывает, как группа жила в старенькой гостинице, как сами готовили себе еду и с балкона вечерами наблюдали за городской жизнью. Было по-особому тепло.

Шагалова играла маменьку Бальзаминова. Из молодой девушки делали старушку, паром старили кожу. Смирновой дали роль свахи, и этот было неожиданностью для неё, о чем и в книге отмечено. Её героиня была непрочь периодически выпить вина, что отражалось на её внешности. Лицо Лидии меняли до неузнаваемости. А еще кринонилили волосы — специальным кремом разглаживали, чтобы ни одна волосинка не торчала. Потом нужно было для героини найти голос, походку, чтобы слиться с ней воедино, иначе образ не получился бы. Так постепенно находили характер.

кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»

Воинов анонсировал, чтобы все актеры бывали на съемках друг у друга, так он помогал сдружиться и соединить в одно целое творческую группу. Не хотел видеть разобщённость.
Съемки проводились и между торговых рядов, между многочисленных старух, торговавших разной молочной продукцией. Старый Суздаль хранил атмосферу 19 века, и это как раз и требовалось по фильму.

А Воинов учил Вицина танцевать, а Мордюкову его целовать. Она столько раз пыталась сделать, как нужно, и никак не получалось. И вдруг наконец-то вышло. Режиссер от радости закричал, мол, умница, снято.


А Лидии в одной из сцен нужно было пирог с повидлом есть, и так долго это происходило, пока искра сцены достигла кульминации.


Критики встретили картину тепло. А режиссер Швейцер назвал фильм классикой, который с одинаковым интересом смотрят и сейчас, спустя более 50 лет с момента выхода на экраны (1965).