Нас уже 7 человек! Подпишись на мой канал и поставь лайк, чтобы не пропустить новые публикации в своей ленте.
Мартовская хронология
Как вы наверное помните, 2-го марта 2017-го года Фонд Борьбы с Коррупцией опубликовал фильм-расследование о Дмитрии Медведеве. Несмотря на часовую длительность, этот фильм был всё-таки не чем-то выдающимся, никаким не откровением, а одним из череды фильмов-расследований ФБК. Но уже спустя неделю фильм имел более 7 миллионов просмотров, на что Навальный обратил внимание в ролике от 9-го марта, призвав распространять контент дальше.
Исследователи медиа оценивают среднюю жизнь нерезонансной новости в девять дней. Собственно, первая реакция умных людей на компрометирующую новость — дать ей умереть собственной смертью, что мы и видели в исполнении Медведева. Однако встречаются изредка новости, которые не умирают так скоро и называются резонансными. Медведеву не повезло. Навальный это понял и 14 марта призвал общественность страны митинговать в своих населённых пунктах. Дата была установлена единая — 26-е марта. Обратите внимание, что Навальный объявил о проведении митингов только когда окончательно убедился в резонанстности фильма о Медведеве.
Дальнейшие события, которые я позволю себе назвать реакцией власти, были следующими:
- 16 марта, Нижний Новгород: митинг согласован, но через несколько часов согласование аннулировано;
- 17 марта, Барнаул: в согласовании митинга отказано по подозрению в клевете; Екатеринбург: в согласовании митинга отказано в связи с тем, что цель митинга направлена против премьер-министра Медведева и «может трактоваться как направленная на подрыв безопасности государства <...> и насильственное изменение конституционного строя»;
- 20 марта, Хабаровск: организатор митинга Алексей Ворсин был задержан и оштрафован по прибытии в мэрию за результатом рассмотрения заявки;
- 22 марта, Петербург: в согласовании митинга отказано, вместо него будут проводиться «культурно-массовые мероприятия, призывающие к защите и возрождению традиционных ценностей»;
- 23 марта, Москва: мэрия сообщила о незаконности проведения митинга на Тверской.
Обратите внимание, что здесь под отказом в согласовании митинга часто подразумевается отказ выделить площадку в центре города — это первое. Второе, заявки были поданы в десятках городов. Митинги удалось согласовать, например, в Волжском, Воронеже, Гатчине, Ижевске, Иркутске, Йошкар-Оле, Казани, Калуге, Кирове, Магнитогорске, Новокузнецке, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Петрозаводске, Сочи, Ставрополе, Тамбове, Томске, Тюмени, Уфе, Чите и Ярославле.
Звенья одной цепи
Мне часто приходится слышать иронию в адрес протестных движений десятых годов, в адрес их организаторов. Риторика сводится к тому, что у движения нет шансов, что никаких изменений не будет, что всё это мышиная возня у ног власти, которая стоит на них уверенно и незыблемо. О предстоящем 26-го числа мероприятии говорили то же самое.
Не смотря на исключения, когда влияние митинга налицо — тот же случай с Исаакием, например — в целом митинги заканчиваются ничем, если смотреть, выполнены ли скандируемые требования. Но это если рассматривать каждый митинг отдельно, и если фокусировать внимание только на лозунгах и их исполнении, что логично, конечно же. Однако протестное движение, как явление социальное, не исчерпывается контекстом выполнения скандируемых на митингах требований. Обыватель не склонен рассматривать митинги как звенья целого, хотя истина, что очередной митинг — это не событие с чистого листа — лежит на поверхности. Чтобы пролить свет на социальную психологию в контексте митингов я расскажу вам о теореме Томаса.
Теорема Томаса
Известный американский социолог XIX-XX столетий Ульям Айзек Томас как-то между делом написал в одной из своих книг:
События, определяемые людьми как реально существующие, реальны по своим последствиям.
Афоризм так понравился коллегам, что они стали называть его теоремой, хотя очевидно, что это не теорема, и у неё нет строгого доказательства; всё-таки это социология. Наверное, здесь будет уместным уточнение: что события, определяемые людьми как реальные, приобретают тенденцию становиться реальными по своим последствиям. То есть, когда например вкладчики банка определяют, что банк вот-вот обанкротится, он ведь не становится банкротом. Но возникает тенденция массово забирать из банка деньги, что ведёт к реальному банкротству банка. Оформились эти соображения в понятии самоисполняющегося пророчества, определённого другим американским социологом Робертом Кингом Метроном:
Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.
При анализе протестного движения очень важно понимать принцип работы теоремы Томаса. Отправная точка протестного движения всегда одна — самоисполняющееся пророчество, что власть незыблема и ничто не изменится. Им охвачено подавляющее большинство. Потом появляются активисты, группы активистов, которые эту незыблемость отрицают. Активисты отслеживают волны общественного недовольства, иногда сами их провоцируют, как Навальный, после чего организуют митинги на этих волнах. Только на волне митинг будет максимально многолюдным.
Помимо обращения к властям с требованиями, что вроде как первостепенно, митинг создаёт конкурирующее пророчество, что власть уступит и ситуацию в стране можно изменить. Может состояться очень много вроде бы ни к чему не приводящих митингов, требования которых не будут выполнены, но нельзя упускать из виду то, что митинги сплачивают участников, которые видят множество единомышленников и укрепляются в мысли, что они могут добиться результатов.
Если толпа митингующих набирает критическую массу, её настроения перекидываются на окружающих, у которых начинает срабатывать так называемый «стадный инстинкт». Например, те же полицейские могут внезапно проникнуться симпатиями к митингующим и не выполнить приказ, могут присоединиться к ним. Таким образом на одном из митингов, который по началу ничем не отличается от череды прочих, вдруг начинает сбываться уже альтернативное пророчество, неуклонно охватывая страну целиком.