Попросили экономического журналиста Бориса Грозовского, который иногда проводит лекции в Impact Hub Moscow, поделится мнением о социальном предпринимательстве.
Борис не выделяет социальное предпринимательство в отдельную категорию, а считает, что в целом бизнес эволюционировал. Основная отличительная черта «цивилизованного» бизнеса XXI века от «дикого» прошлых веков — социальная миссия.
Разумеется, на заре развития капитализма предприниматели были преимущественно «дикими». Таковы американские миллиардеры конца XIX - начала XX вв., русские капиталисты этого времени, китайские капиталисты 1980-2000-х гг. и т.д. Они нещадно эксплуатировали рабочую силу, включая детский труд, разрушали окружающую среду и т.д. Но это время ушло. Конечно, «дикие зоны» остались, но в основном в мире предпринимательство ушло очень далеко от времен «дикого капитализма».
Современные корпорации типа Google, Yandex и другие обязательно имеют социальную миссию и развитую корпоративную культуру; в своей деятельности они совмещают решение социальных проблем и прибыльность.
В странах с развитой демократией и свободными медиа корпорации, ведущие себя «дурно», то есть антисоциально, мгновенно получают отрицательную реакцию, вплоть до бойкота их товаров и исключения их акций из портфелей многих инвестфондов, включая пенсионные.
Наиболее «диким» в последние десятилетия был китайский капитализм, но в XXI веке и он быстро «цивилизуется». Таким образом, бизнес, не являющийся социальным, обречен на поражение и уход с рынка — если не мгновенно, то в обозримом будущем.
Капитализм изменчив
Те новые черты современного предпринимательства, которые выделили Питер Друкер, Амартия Сен, Билл Дрейтон, Чарльз Лидбитер, Майкл Янг, Грегори Диз, Клаус Шваб, Джеффри Скол и другие теоретики и практики «социального предпринимательства» отражают, на мой взгляд, не отдельный, более или менее новый тип предпринимательства, а постепенную эволюцию предпринимательства как такового.
Грубо говоря, 100-150 лет предприниматели были «баронами-разбойниками» (Рокфеллер, Морган, Карнеги, Гулд и др). А теперь они эволюционируют к модели социального предпринимательства — как практикует Мохаммед Юнус. И даже «обычные предприниматели жертвуют большую часть своего состояния на благотворительность — как это делают Билл Гейтс и другие богатейшие люди мира.
Бизнес, маркирующий себя как социальный, социально ответственный, заботящийся о развитии инфраструктуры, социальной и окружающей среды — это не какой-то особенный, а просто «нормальный» современный бизнес.
Таким образом, мир в целом движется к тому, что социальными постепенно становятся не какие-то особенные, а все большее число предпринимателей. У нас это пока не так, но когда-нибудь глобальный тренд дотянется и до России.
Автор: Борис Грозовский
Редактор: Ксения Усанова