Мы проводим много собеседований с выпускниками ВУЗов. Это очень занятно, наблюдать, как люди пытаются подать себя. Однако даже из огромного числа претендентов выбрать нужных очень сложно (оговорюсь, я провожу собеседования в отдел маркетинга и PR). Поэтому решила подготовить несколько простых советов для соискателей, только что поднявшихся «со школьный скамьи».
Успокойтесь
Проблема большинства кандидатов – накручивание и тотальная неуверенность в себе. Я знаю, что большинство компаний любят задавать каверзные вопросы, но мы проверяем человека, в первую очередь, на адекватность. И когда видим шатающегося из стороны в сторону кандидата, сразу понимаем, что нам с ним не по пути. В значительной части сфер стрессоустойчивость – один из важных критериев. Когда вы начинаете зажиматься, трястись и просто молчать (это меня убивает больше всего), соискатель накручивает на ус...
Что делать? Понимаю: справиться с волнением сложно. Особенно сложно, когда вы в целом считаетесь прилежным студентом вуза или уже поработали в сфере. И вдруг чувствуете: вас начинает трясти.... Совет от Ларри Кинга: признайтесь, что волнуетесь.
Чувствуете, что входите в ступор? Скажите: я впервые прохожу собеседование (или давно не проходил собеседование) и немного волнуюсь. Скорей всего, работодатель сделает шаг навстречу и вам будет проще. Это лучше, чем бороться самим с собой.
Второй совет – это тренировки в публичных выступлениях. Вам должно быть комфортно говорить на публике. Чаще выходите из Сети и идите в свет. Задавайте вопросы. Слушайте. Общайтесь. Расширяйте словарный запас. В конце концов, подумайте заранее, что будете говорить. Вам будет проще.
Подготовьтесь
В первую очередь – внешний вид. Вы не можете быть небрежно одеты. Я сейчас не о моде, а об общем впечатлении, которое производит ваш наряд. Думайте об организации, в которую вы приходите. Что там может приветствоваться? Попробуйте попасть в струю.
Никаких юбок-мини, колготок в сеточку, огромных декольте (нет, если вы собираетесь в учреждение известного толка, то конечно – пожалуйста). Никаких сапогов на шпильке, излишне облегающей одежды. Никаких растянутых свитеров, грязных очков. Открытых плеч. Длиннющих ногтей с дизайном.
Татуировки тоже лучше спрятать, если идете в офис. Пусть узнают потом, но когда вы предстанете перед работодателем как уже готовый сотрудник, всем будет плевать.
Что приветствуется? Умеренный макияж, спокойный маникюр, аккуратная прическа. Чистый костюм. Девушкам лучше подойдет классическая юбка или брюки, джинсы на собеседовании могут вас подвести.
Во вторую очередь, резюме. Мы всегда просим распечатать резюме, поскольку зовем сразу много кандидатов – так нам легче выбрать. Однако есть несколько вариантов событий:
1) человек достает резюме из рюкзака, и оно уже непригодно для прочтения
2) человек не смог распечатать резюме и начинает искать в нашем офисе, где это сделать
3) человек не озаботился резюме вообще и показывает резюме на экране смарфона
Четвертый вариант, конечно, адекватные люди, выполнившие просьбу работодателя. Подумайте, как вы будете доставать материал. В чем он должен лежать. Как должно выглядеть резюме (это отдельная тема).
Когда я вижу помятое резюме, я понимаю, что у нас после этого работника останется "помятый" сайт. Я такого человека на работу не возьму. А вы бы взяли?
Не обсуждайте, не осуждайте и не судите о работодателе или его компании
Вы приходите, чтобы показать себя. Зачем лишние слова? Да, когда вы долго мечтали о вакансии, можно сказать, почему вам нравится компания.
Но есть слова, которые говорит множество кандидатов, которые оттолкнут директора:
– а, да я эти все обязанности выполню с легкостью (не говори гоп, пока не перепрыгнешь)
– о, у вас такой необычный свитер (мы сюда не за этим пришли)
– мне кажется, что вы все должны быть такими позитивными, а вы такие серьезные (мы сами знаем, какая у нас работа, какое отношение к ней и сколько труда мы вкладываем).
И все в таком духе. Один кандидат заявил, что мы ему должны объяснить, зачем ему стоит работать у нас. Нет, дорогие, это кандидаты должны объяснять, почему они годятся и почему они хотят работать в компании.
Ваша главная задача – создать впечатления адекватного человека. Если компания зовет молодых специалистов, она больше ничего требовать не будет. Да, возможно, будет важно образование или текущие проекты. Но не зацикливайтесь на этом. Главное – искренне и свободно себя вести, подумать (и вписать в резюме) о своих успехах и достижениях и быть готовым отвечать на массу вопросов о себе.