Поднявшийся в смертельную атаку комбат, изрешеченный пулями памятник танцующим детям в Сталинграде, блокадный Ленинград, Знамя Победы над Рейхстагом, девушка-регулировщица на улице Берлина... — эти военные фотографии знают все. В совместном проекте «Ленты.ру» и Музея современной истории России мы расскажем об их авторах, о тех, кто с фотоаппаратом и винтовкой прошел по фронтам Великой Отечественной войны.
Макс Альперт (1899-1980)
Один из крупнейших советских фотомастеров ХХ столетия Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе в 1899 году. «Еще в прошлом веке», — как любил впоследствии говорить сам Альперт. На фотографа учился в Одессе. После окончания Гражданской войны приехал в Москву и устроился фотокорреспондентом «Рабочей газеты».
Настоящим открытием Макса Альперта стал жанр фоторепортажа — серии снимков, объединенных одной темой, одним событием. Наиболее важные работы молодого фотографа были сделаны на строительстве сталелитейного завода в Магнитогорске, на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала (всего в активе Альперта около 50 фотоочерков). Именно индустриальная тема, которую фотограф развивал в основанном М. Горьким иллюстрированном журнале «СССР на стройке», стала для Макса Альперта той школой, в рамках которой художник осваивал новое чувство формы, новое отношение к динамике планов.
Позже, работая в газете «Правда», Альперт освоил жанр фотопортрета. Снимал практически всех крупных советских и многих зарубежных политических деятелей, известных военачальников, писателей и шахматистов той эпохи.
Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, работал как в тылу, так и на фронте. Побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. Именно ему принадлежит знаменитая фотография «Комбат», ставшая одним из символов войны.
В послевоенные годы сотрудничал с разными изданиями. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».
Дмитрий Бальтерманц (1912-1990)
Родился в Варшаве в семье офицера царской армии. Бальтерманц — фамилия отчима. С Григорием Столовицким мать будущего фотографа развелась, когда тому было три года и вскоре вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца. В Москву семья переехала в 1915 году, почти сразу после начала Первой мировой войны.
Бальтерманц очень рано начал трудовую деятельность. После смерти отчима мать устроилась машинисткой в Издательство иностранной литературы, и 14-летний Дмитрий также вынужден был пойти на заработки. В течение нескольких лет он ассистировал известным фотографам, помогал оформлять витрины в издательстве «Известия», работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора.
Карьера фотографа начала складываться у Бальтерманца незадолго до начала Великой отечественной войны. В 1939 году он выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж: по заданию газеты «Известия» запечатлел ввод частей РККА на территорию Западной Украины. В результате он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотожурналистом (к тому моменту Бальтерманц уже успел закончить механико-математический факультет Московского государственного университета и был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана, но отказался от академической карьеры).
В 1942-1943 годах Дмитрий Бальтерманц пережил серьезные испытания. Сначала потерял работу в «Известиях». Это случилось якобы из-за ошибки редактора, неверно подписавшего его снимки, отснятые под Москвой и Сталинградом. Фотография с подбитыми английскими танками, бывшими на вооружении в Красной армии, ушла в номер как «подбитые немецкие танки». Когда ошибка была обнаружена, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон.
А после этого, во время службы в штрафном батальоне получил тяжелейшее ранение и чуть не лишился ноги (в госпитале не стали проводить ампутацию, пожалев 30-летнего мужчину). Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий Бальтерманц был снова отправлен на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага» (6-я армия).
За бои в городе Бреслау 16 мая 1945 года уже старший лейтенант Бальтерманц был представлен к награде — ордену Отечественной войны II-й степени.
Многие его снимки стали классикой при жизни. Бальтерманц был мастером «фотоколлажа». И без того композиционно безупречным снимкам он придавал пронзительный эмоциональный окрас. Например, снимок «Горе» в своем окончательном варианте, опубликованном в 1975 году, приобрел в своей верхней части тяжелые облака, которые были впечатаны из другого кадра. Работа, запечатлевшая обессиленных женщин, которые разыскивают тела родных в освобожденной от врага Керчи, обошла стенды отечественных и международных выставок, увидела свет на страницах многих изданий.
Вернувшись с фронта, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашел работу. Служба в штрафном батальоне и еврейское происхождение закрыли для фотографа двери многих изданий. Не побоялся взять Бальтерманца на работу только журнал «Огонек». В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц работал до своей смерти.
Анатолий Гаранин (1912-1989)
Фронтовой корреспондент Великой Отечественной, выдающийся советский фотограф, Анатолий Сергеевич Гаранин, родился в 1912 году в Москве. С середины 1930-х годов публиковался во многих московских газетах и журналах. С 1939 года был фотокорреспондентом «Иллюстрированной газеты» (издавала «Правда»).
В годы Великой Отечественной войны — корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые действия Советской Армии на разных фронтах, в том числе в блокадном Ленинграде.
Лучшие фотоработы Анатолия Гаранина раскрывают суровую правду войны на фронте и в тылу, где людям подчас приходилось ничуть не легче, чем на передовой под пулями врага. Многие его работы вошли в классику фронтового фоторепортажа.
В послевоенные годы Анатолий Гаранин стал одним из ведущих фотокорреспондентов журнала «Советский Союз».
С 1964 года много снимал московский Театр на Таганке, спектакли, актеров, репетиции.
Эммануил Евзерихин (1911–1984)
Классик российской фотографии, Эммануил Ноевич Евзерихин, начал заниматься фотографией еще школьником. В 1929 году он стал внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону. Спустя несколько лет Евзерихин переехал в Москву для работы в «Фотохронике ТАСС». Он снимал довоенную и послевоенную столицу, строительство Московского метрополитена и высоток, сооружение Днепрогэса и Турксиба, путешествия в Арктику и на Алтай.
Евзерихин прошел c фотокамерой всю Отечественную войну. Участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, городов Донбасса и Крыма, штурме Кенигсберга.
Он был признанным мастером фоторепортажа, многие его снимки успели стать хрестоматийными, многократно публиковались в периодических изданиях и книгах тех лет. Он мог не только выхватить интересные моменты для съемки, но и внимательно выстраивал композицию каждого кадра, заботился о красоте фотоснимка даже в военных условиях.
Победу встретил в Праге. После войны продолжил работать в ТАСС.
Борис Кудояров (1898 – 1973)
Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования.
В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт». С 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии — Унионфото. С 1931 года фотокорреспондент агентства Союзфото.
Диапазон его съемок: стройки пятилеток, заводы, рабочие коллективы. В 1932 во время празднования Первого мая с самолета P-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами вождей. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормова, Выксинского завода, порта и других объектов. Критика отмечала высокое качество его фоторепортажей.
Кудояров был участником группы «Октябрь», работал вместе с А.Родченко, Б.Игнатовичем, Е.Лангманом.
17 октября 1942 года. Ленинград. Бойцы противовоздушной обороны ранним утром на одной из улиц города
В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды» и отдела печати ВДНХ. Участник многих отечественных и зарубежных фотовыставок: награжден орденами и медалями. Погиб в автокатастрофе во время рабочей командировки в Среднюю Азию в 1973 году.
Яков Рюмкин (1913-1986)
Яков Израилевич Рюмкин родился в 1913 году в Харькове. В 1920-е годы чистил ботинки у подъезда редакции местной газеты «Вечернее радио». Толкового и шустрого парнишку заметили, и вскоре он стал курьером этой же газеты, а потом и учеником фоторепортера. В середине 1930-х Рюмкин окончил рабфак Харьковского университета, а затем стал работать фотокорреспондентом центральной республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.
К началу Великой Отечественной войны Рюмкин уже считался опытным газетчиком, и прошел ее от звонка до звонка фотокорреспондентом «Правды». Начав на Юго-Западном фронте, а в дальнейшем Рюмкин снимал на многих фронтах. Наиболее известны его фотографии, сделанные во время битвы за Сталинград. Участвовал в качестве фоторепортера в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии. Снимал боевые действия в Берлине.
Вот, что рассказывал о Якове Рюмкине писатель Борис Полевой:
«Даже среди беспокойного племени военных фотокорреспондентов трудно было найти в дни войны фигуру более колоритную и динамичную, чем корреспондент "Правды" Яков Рюмкин, с которым мне доводилось встречаться на многих фронтах от Нижней Волги до Шпрее. В истории нашей журналистики сохранится уникальный, на мой взгляд, факт: фоторепортер, полетев снимать горящий Сталинград в редкий, тихий час Сталинградской обороны, сбил немецкий самолет. Этим фоторепортером был человек с многозначительной фамилией Рюмкин. Он полетел, заняв место стрелка-радиста, и когда их "ИЛ" атаковали "мессеры", отложил фотоаппарат в сторону и взялся за гашетки крупнокалиберного пулемета. Как утверждал он потом, он сделал это "в порядке самообороны" и даже "со страху". Возможно. С ним все возможно. Однако, свидетельствую, что в дни многих наступлений я видел Рюмкина в передовых наступающих частях, и его страсть доставить в редакцию уникальный снимок, не стесняясь ни в трудах, ни в средствах, была тоже общеизвестна».
В послевоенные годы работал в газетах «Правда», «Советская Россия», в журнале «Огонек», издательстве «Колос». Награжден многими орденами и медалями.
Фотоколлекция репортера Якова Рюмкина — это не просто «летопись времен минувших». В ней отражается то, что пережила страна и то, чего она достигла. А сегодня еще и многое, что потеряла. Найти в бесчисленном количестве разнообразных явлений самое главное, самое характерное и значительное — это и есть подлинное мастерство.
Евгений Халдей (1917-1997)
Евгений Ананьевич Халдей родился в Юзовке (Донецк). Во время еврейского погрома в марте 1918 года были убиты его мать и дед, а он сам — годовалый ребенок — получил пулевое ранение в грудь. С 13 лет работал на заводе. Свой первый снимок сделал в то же время самодельным фотоаппаратом.
В профессиональную фотожурналистику пришел в конце 1930-х годов. С 1939 года начал работу корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове.
В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Правда» и ТАСС. Снимал войну от ее первого до последнего дня: битву под Москвой, Сталинградскую битву, сражения на Курской дуге, под Одессой и Севастополем, на Северном флоте, освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, штурм Берлина. Фотографировал историческую конференцию в Потсдаме, судебный процесс над гитлеровскими военными преступниками в Нюрнберге.
Продолжал работать в послевоенные годы. Был фотокорреспондентом газеты «Правда», «Советская культура». Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II-й степени, медалями.
В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почетная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».
Фотографии Халдея без преувеличения известны всем. В мае 1945 года он сделал снимок «Знамя над Рейхстагом», который стал настоящим символом Победы. Ему же принадлежит знаменитая фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года.
Халдей был единственным советским фотографом на Потсдамской конференции. Его кадры 1941–1946 годов, запечатлевшие войну от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса, обошли весь мир и приведены в качестве иллюстраций в бесчисленных учебниках, документальных книгах и энциклопедиях.