Найти в Дзене
ЖиШи

Как развивать социальные навыки ребенка

Социальные навыки мы используем ежедневно, чтобы взаимодействовать и общаться с другими людьми. Обычно к таким качествам относят вербальные и невербальные коммуникации, в том числе речь, мимику, язык тела и жесты. Хорошо развитые социальные навыки помогают человеку легче адаптироваться в любой ситуации, знакомиться с новыми людьми, продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Эти качества важны для создания и формирования дружеских отношений. И необходимо уметь использовать свои социальные навыки в разных ситуациях, будь это поиск новых друзей или решение конфликтных вопросов. Развитые социальные качества подразумевают эмпатию и умение понять чувства другого человека, сопереживать и сочувствовать.
Именно поэтому так важно развивать социальные навыки уже с детства:

  • Первый шаг – важно научить ребенка концентрации внимания. Развивайте способность малыша уделять определенное время выполнению только одной задачи без отвлечения на другие дела.
  • Развивайте коммуникативные навыки. Учите ребенка использовать все преимущества родного языка, чтобы выражать свои идеи, мысли, желания. Больше читайте, общайтесь с ребенком, чтобы развивать его речевой лексикон: так малышу будет легче выражать свои мысли, используя разные слова.
  • Стимулируйте ребенка развивать другие коммуникативные навыки, не связанные непосредственно с речью: мимику, жесты, язык движений и тела, зрительный контакт.
  • Умение контролировать себя и выбирать поведение соответственно ситуации – важный навык для любого человека. И это качество необходимо развивать уже с детства. Сюда относится способность воспринимать, принимать, менять свои эмоции, управлять своим поведением, вниманием и уровнем активности относительно конкретного жизненного момента.
  • Развивайте логические навыки ребенка: умение находить причину, строить логические цепочки, планировать, структурировать информацию.

При этом можно определить, насколько успешно у ребенка развиваются социальные навыки. Так, могут быть сложности с поддержанием беседы, когда ребенок общается, например, в кругу семьи или с друзьями. Или он не понимает, что такое личное пространство: например, становится слишком близко к собеседнику. И наоборот – стоит очень далеко от того, с кем общается. Это означает, что ребенок не умеет пользоваться языком тела.
Другая сложность – незнание элементарных форм вежливого обращения и общения с другими людьми. А словам «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» малыш должен учиться еще с раннего детства. Есть и другие моменты, на которые маме необходимо обращать внимание и корректировать. Например, если обнаружит, что ребенок:

  • Не умеет начинать или заканчивать разговор, комментировать или поддерживать беседу.
  • Часто перебивает других.
  • Не способен формулировать правильные вопросы (соотносительно ситуации и теме разговора).
  • Демонстрирует отсутствие интереса к тому, что говорят другие люди, и пытается переводить разговор на тему интересную именно ему.
  • Не чувствует юмора, не понимает сарказма, шуток, метафор.
  • Сложно воспринимает разницу между интонацией и не понимает мимику и жесты других людей.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ "ЖиШи"