К 1944 году авиация нацистской Германии потеряла своё господство в воздухе. Война же вплотную приблизилась к территории Третьего Рейха. И если боёв за свою землю немецкие войска ещё не вели, то жители городов ощутили на себе все "прелести" воздушных налётов союзников. Большую роль в них сыграли бомбардировочные эскадрильи ВВС США. Размещаясь на британских аэродромах, они нанесли серьёзный урон военной промышленности Германии. Основу эскадрилий составляли 2 типа самолётов - Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator.
Анализируя опыт первых бомбардировок Германии британскими ВВС, американцы поняли, что для достижения результата очень важна массовость. Небольшие группы бомбардировщиков более уязвимы для истребительной авиации противника и, в случае значительных потерь, не нанесут серьёзного урона. К тому же, говорить о 100% точности бомбометания в те годы было нельзя, да и сами немцы основательно укрепили свои военные объекты. Нужно было доставить до цели как можно больше бомб.
Было принято решение о воздушных налётах формациями - специальным воздушным строем. Фактически, ВВС США развили тактику массированных налётов, впервые применённую немцами во время налётов на Лондон в Первую мировую войну. Бомбардировщики летели группами по 12 самолётов, группы находились друг от друга на разном расстоянии и высоте. Это позволило повысить оборонительную способность и сократить потери. Да, оставался вопрос зенитного огня, но бомбардировщиков летело столько, что зенитчики просто физически не успевали за ними.
Такую массу самолётов нужно было как-то организовать в один строй. Бомбардировщики базировались на разных аэродромах - из соображений секретности, соблюдения правила "не клади все яйца в одну корзину" и просто по причине того, что взлёт-посадка в случае одного аэродрома занимала бы уйму времени. Это сегодня GPS и прочие навигационные системы обеспечивают самолёту возможность точно и быстро определить своё местоположение и курс. Тогда же бомбардировщики обычно следовали за ведущим, штурман которого и прокладывал курс.
Этот вариант подходил для небольших групп. В огромной же массе самолётов трудно было найти своего ведущего - все бомбардировщики были на одно лицо со своей оливковой окраской. Тогда американцы придумали систему сборщиков звеньев (на английском - assembly ships). Взяли непригодные для бомбардировок самолёты, которые ещё способны были летать и сделали их супер-ведущими. А чтобы они были заметнее и выделялись из общей массы на них наносился яркий, похожий на клоунский камуфляж. Фантазия работала на всю катушку - цветные полосы, круги, шахматная сетка и прочая.
Сборщики звеньев не принимали участие в налётах. Их основной задачей было собрать эскадрильи в точке сборка и выстроить формацию. Затем они возвращались на аэродромы базирования и ждали следующего вылета. С таких самолётов было снято всё оборонительное вооружение и летали на них экипажи в неполном составе.
Эта система выполнила своё предназначение - помогла собрать сотни бомбардировщиков в строгие формации и заложила основу успешных налётов. С развитием технологий навигации отпала необходимость в специальных ведущих самолётах. Сборщики звеньев остались в истории авиации как пример того, что сложные задачи можно решить очень простым способом.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com