Русский авангард - это одно из самых значимых направлений для национального и мирового искусства! 1907 год принято считать началом русского авангарда, что связано с созданием художественного объединения «Голубая роза», названного в честь одноименной выставки. Основной стиль работ художников был тесно связан с эстетикой символизма . Сама творческая группа не была авангардной, однако она стала по-другому интерпретировать понятие живописи, которая стала приобретать эмоциональный окрас, настроение и чувства, что способствовало развитию авангардной мысли.
Далее основными центрами становления авангарда были творческие объедения «Союз молодежи» (1909-1917) в Петербурге и «Бубновый валет» (1910-1916) в Москве, в котором состояли будущие знаменитые художники: Марк Шагал, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Натан Альтман и другие. Авангардное течение невероятно стремительно распространилось на все творческие жанры, начиная от живописи, заканчивая поэзией, что вызывает вопрос: а что же стало причиной таких глобальных перемен в искусстве? Авангард принято понимать как идеологию технического прогресса, однако в начале 20 века Россия уступала по темпам технического развития многим развитым странам. Так в чем же причина такой стремительной экспансии?
Во-первых, появление техники в обычной жизни народа, невероятные открытия фотографии и кино,- все это глобальные изменения в общественной жизни. Взгляд людей на мир не мог быть прежним. Ведь если ранее художники изображали окружающий мир таким как есть, то теперь фотография передает этот мир еще более подробно и реальнее. Техника отчасти лишила искусство прежней претензии на истину, однако именно она дала возможность художнику по-новому определить свою творческую деятельность. В таких условиях живопись не могла оставаться как простое копирование реального мира, она должна была показать его трансформацию. Это четко сформулировал в своем высказывании Казимир Малевич:
«Можно, конечно, трактовать сюжеты прошлого и показывать их современному миру, но от этого не свернет бег сегодняшняя жизнь и автомобили не обратятся в двуколки, телефоны не исчезнут и подводные лодки не превратятся в корабли классических греков».
Таким образом произведения искусства стали пониматься не как копии реально существующих вещей, отраженные в созданном художником пространстве, а как самостоятельные реальные вещи, подобно тем, что также нас окружают: дома, машины...
Во-вторых, нельзя не отметить, что в обществе начала 20 века царило социальное и политическое напряжение, что привело к Первой русской революции. Люди грезили о больших переменах, и это повлияло на изменение всех творческих идей, это было время для новых исторических сил. Известно, что многие художники авангарда действительно приветствовали революцию, но скорее не как мощный переворот, а как трансформацию существующих реалий.
Именно таким "началом" художники представляли искусство, каким стал «Черный квадрат» Каземира Малевича. Малевича считают лидером русского авангарда. Истинное искусство должно быть чем-то абсолютно новым, однако для этого необходимо все разрушить до основания, то есть убрать все основы, на которых искусство лежало ранее и создать новые каноны. Примечательно, что каждое новое творческое течение всегда пыталось забежать немного вперед, предвосхитить будущее.
Свое легендарное произведение «Черный квадрат» автор впервые представил в 1915 году на выставке Ивана Пуни «Последняя футуристическая выставка «0,10» . Символичной стала сама презентация работы, ведь художник разместил ее в так называемом "красном углу", аналогично тому, как в избах крестьяне размещали иконы. Это произведение художник называл иконой своего времени. Но в этом абсолютно не было религиозного подтекста и оскорбления христианской веры, тем самым он создал новую идеологию, эталоном которой и стал «Черный квадрат».
Так появилась идея беспредметной живописи, той живописи, которую на Западе называли абстрактным искусством. Убирая с полотна картины образы конкретных предметов, он заявляет, что изображенная форма на картине и есть искусство, "чистое" и "абсолютное", искусство красок без искажений. Эти идеи легли в основу знакового авангардного течения - супрематизма. Главная задача художника - это не обезличенная передача понятных образов и предметов, а создание абсолютно новых знаков и форм, которые не должны копировать существующие вещи, а должны быть созданы творческой мыслью автора.
Позже Малевич раскрывает смысл супрематизма еще шире, представляя его как своего рода философию. Художник самостоятельно отказывается на какое-то время от написания картин в пользу философских размышлений, говоря: «О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник – предрассудок прошлого».
Покинув Москву и поселившись в Витебске, художник организовал новую творческую группу «Уновис», которая расшифровывается как «Утвердители нового искусства». В это объединение вошли Эль Лисицкий, Илья Чашкин и другие. В рамках творческой деятельности группы художники раскрашивали дома города супрематическими рисунками, устраивали философские диспуты, делали различные архитектурные проекты для города. Эль Лисицкий, имея архитектурное образование, начал развивать принципы супрематизма в "объеме", создавая архитектурные проекты.
В тем времена художникам еще не было закомо слово "дизайн", но именно этим занимались авангардисты в 20-х годах прошлого века. Творческая деятельность помимо живописи была дополнена проектированием объемных и функциональных предметов.
Это привело к созданию новых течений - конструктивизма и производственного искусства.
В 20-х годах появилось образовательное учреждение нового типа ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где стали обучать с "целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". В методиках обучения заведения ярко проявились идеи авангарда, противопоставлявшие себя академическому искусству. Авангардисты часто самостоятельно возглавляли мастерские школы.
Однако, с наступлением относительной социальной стабильности в СССР в конце 20-х годов более востребованными снова стали художники академического направления. Тем самым идеи авангарда о создании нового искусства и общества были забыты, а в искусстве снова торжествует реализм, но уже с социальным уклоном. Вновь популярным авангардное направление становится лишь в 70-80-е годы.
Тем не менее, эпоха авангарда стала переломной для русского искусства, художники добились своего и создали новую реальность! Выйдя за рамки художественного стиля, авангард стал настоящей философией своего времени.