Найти тему
art.ness

Русский авангард - что и почему?

Русский авангард - это одно из самых значимых направлений для национального и мирового искусства! 1907 год принято считать началом русского авангарда, что связано с созданием художественного объединения «Голубая роза», названного в честь одноименной выставки. Основной стиль работ художников был тесно связан с эстетикой символизма . Сама творческая группа не была авангардной, однако она стала по-другому интерпретировать понятие живописи, которая стала приобретать эмоциональный окрас, настроение и чувства, что способствовало развитию авангардной мысли.

Далее основными центрами становления авангарда были творческие объедения «Союз молодежи» (1909-1917) в Петербурге и «Бубновый валет» (1910-1916) в Москве, в котором состояли будущие знаменитые художники: Марк Шагал, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Натан Альтман и другие. Авангардное течение невероятно стремительно распространилось на все творческие жанры, начиная от живописи, заканчивая поэзией, что вызывает вопрос: а что же стало причиной таких глобальных перемен в искусстве? Авангард принято понимать как идеологию технического прогресса, однако в начале 20 века Россия уступала по темпам технического развития многим развитым странам. Так в чем же причина такой стремительной экспансии?

Во-первых, появление техники в обычной жизни народа, невероятные открытия фотографии и кино,- все это глобальные изменения в общественной жизни. Взгляд людей на мир не мог быть прежним. Ведь если ранее художники изображали окружающий мир таким как есть, то теперь фотография передает этот мир еще более подробно и реальнее. Техника отчасти лишила искусство прежней претензии на истину, однако именно она дала возможность художнику по-новому определить свою творческую деятельность. В таких условиях живопись не могла оставаться как простое копирование реального мира, она должна была показать его трансформацию. Это четко сформулировал в своем высказывании Казимир Малевич:

«Можно, конечно, трактовать сюжеты прошлого и показывать их современному миру, но от этого не свернет бег сегодняшняя жизнь и автомобили не обратятся в двуколки, телефоны не исчезнут и подводные лодки не превратятся в корабли классических греков».

Таким образом произведения искусства стали пониматься не как копии реально существующих вещей, отраженные в созданном художником пространстве, а как самостоятельные реальные вещи, подобно тем, что также нас окружают: дома, машины...

Во-вторых, нельзя не отметить, что в обществе начала 20 века царило социальное и политическое напряжение, что привело к Первой русской революции. Люди грезили о больших переменах, и это повлияло на изменение всех творческих идей, это было время для новых исторических сил. Известно, что многие художники авангарда действительно приветствовали революцию, но скорее не как мощный переворот, а как трансформацию существующих реалий.

Марк Шагал, Я и моя деревня, 1911
Марк Шагал, Я и моя деревня, 1911

Именно таким "началом" художники представляли искусство, каким стал «Черный квадрат» Каземира Малевича. Малевича считают лидером русского авангарда. Истинное искусство должно быть чем-то абсолютно новым, однако для этого необходимо все разрушить до основания, то есть убрать все основы, на которых искусство лежало ранее и создать новые каноны. Примечательно, что каждое новое творческое течение всегда пыталось забежать немного вперед, предвосхитить будущее.

Свое легендарное произведение «Черный квадрат» автор впервые представил в 1915 году на выставке Ивана Пуни «Последняя футуристическая выставка «0,10» . Символичной стала сама презентация работы, ведь художник разместил ее в так называемом "красном углу", аналогично тому, как в избах крестьяне размещали иконы. Это произведение художник называл иконой своего времени. Но в этом абсолютно не было религиозного подтекста и оскорбления христианской веры, тем самым он создал новую идеологию, эталоном которой и стал «Черный квадрат».

К.Малевич, «Черный Квадрат» , 1915 г.
К.Малевич, «Черный Квадрат» , 1915 г.

Так появилась идея беспредметной живописи, той живописи, которую на Западе называли абстрактным искусством. Убирая с полотна картины образы конкретных предметов, он заявляет, что изображенная форма на картине и есть искусство, "чистое" и "абсолютное", искусство красок без искажений. Эти идеи легли в основу знакового авангардного течения - супрематизма. Главная задача художника - это не обезличенная передача понятных образов и предметов, а создание абсолютно новых знаков и форм, которые не должны копировать существующие вещи, а должны быть созданы творческой мыслью автора.

К.Малевич, «Супрематическая композиция» (1916 год)
К.Малевич, «Супрематическая композиция» (1916 год)

Позже Малевич раскрывает смысл супрематизма еще шире, представляя его как своего рода философию. Художник самостоятельно отказывается на какое-то время от написания картин в пользу философских размышлений, говоря: «О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник – предрассудок прошлого».

Покинув Москву и поселившись в Витебске, художник организовал новую творческую группу «Уновис», которая расшифровывается как «Утвердители нового искусства». В это объединение вошли Эль Лисицкий, Илья Чашкин и другие. В рамках творческой деятельности группы художники раскрашивали дома города супрематическими рисунками, устраивали философские диспуты, делали различные архитектурные проекты для города. Эль Лисицкий, имея архитектурное образование, начал развивать принципы супрематизма в "объеме", создавая архитектурные проекты.

В тем времена художникам еще не было закомо слово "дизайн", но именно этим занимались авангардисты в 20-х годах прошлого века. Творческая деятельность помимо живописи была дополнена проектированием объемных и функциональных предметов.

Это привело к созданию новых течений - конструктивизма и производственного искусства.

Символ конструктивизма, «Памятником III Коммунистическому Интернационалу» В.Татлина
Символ конструктивизма, «Памятником III Коммунистическому Интернационалу» В.Татлина

В 20-х годах появилось образовательное учреждение нового типа ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где стали обучать с "целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". В методиках обучения заведения ярко проявились идеи авангарда, противопоставлявшие себя академическому искусству. Авангардисты часто самостоятельно возглавляли мастерские школы.

Однако, с наступлением относительной социальной стабильности в СССР в конце 20-х годов более востребованными снова стали художники академического направления. Тем самым идеи авангарда о создании нового искусства и общества были забыты, а в искусстве снова торжествует реализм, но уже с социальным уклоном. Вновь популярным авангардное направление становится лишь в 70-80-е годы.

Тем не менее, эпоха авангарда стала переломной для русского искусства, художники добились своего и создали новую реальность!  Выйдя за рамки художественного стиля, авангард стал настоящей философией своего времени.