Сегодня это, пожалуй, одна из самых известных картин Карла Брюллова (после "Последнего дня Помпеи", разумеется). Однако современники восприняли ее неоднозначно, а некоторые вообще так ругали. За что?
К моменту создания этой картины Брюллов был уже весьма известным мастером. Более того, сама картина была написана по желанию императора Николая I. Дело в том, что несколькими годами ранее, в 1823 году, художник написал полотно "Итальянское утро". И оно произвело такое впечатление, что когда спустя несколько лет, после успешных выставок, оно наконец доехало до Петербурга, то Общество поощрения художников, заплатив за нее Брюллову, преподнесло "Утро" императору Николаю I.
А тот преподнес полотно жене Александре Федоровне, которой оно весьма понравилось: художнику передали бриллиантовый перстень в подарок и пожелание императрицы получить парную картину к "Утру". Брюллов сел это пожелание выполнять - так появилась идея "Полдня".
Однако когда "Полдень", для которого ему позировала реальная итальянская пышнотелая крестьяночка, был показан на выставке в Петербурге, ее засыпали нелестными отзывами знатоков живописи.
Дело в том, что царивший тогда суровый академический стиль не одобрял подобной вольности и "реалистичности". Да-да, эти прекрасные салонные итальянки, которые кажутся нам сегодня такими гладенькими и выдуманными, в ту эпоху воспринимались как невиданный реализм и проза жизни! Женщинам следовало быть похожими на античные статуи - быть идеально-прекрасными и величественными; если же они были "живыми", это воспринималось как недостаток картины.
Критики, в том числе официальный заказчик - Общество поощрения художников, упрекали Брюллова в "отсутствии соразмерности", в том, что он чересчур увлекся "приятностью", ради чего отступил от классических идеалов. Брюллов отругивался, что художник имеет право воспроизводить особенности «простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».
Кончилось все тем, что художник вообще из-за этого выговора порвал с влиятельным Обществом, отказавшись от пенсии, которую оно ему платило.
Императрица, впрочем, картину все равно получила - и вроде осталась довольна, несмотря на "вульгарность" изображенной девушки.
***
Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.