Оскар Шиндлер — человек легенда. История Оскара начиналась так. Жил на свете немец по фамилии Шиндлер, который, несмотря на то, что он служил в СС, был человеком с большой буквы, героем. Который, рискуя своей жизнью, вместе со своей женой, спас 1300 человек от мясорубки третьего рейха. Который, совершив подвиг, был незаслуженно забыт потомками и клеймен многими историками, как алкоголик и бабник.
Но, несмотря на все это, подвиг был, и только вам решать, заслуживает ли он забвения…
Оскар родился 28 апреля 1908 года в чешском городе Цвиттау, который находился на тот момент на территории Австро-Венгрии. Родители мальчика, Ганс Шиндлер и Франциска Лузер, переехали на север страны из Вены. В 1915 году в семье родилась дочь Эльфрида. В 1918 году родной город Оскара в связи с распадом Австро-Венгрии перешел под юрисдикцию Чехословакии.
После окончания школы, Оскар поступил в техническое училище в Брно. Сдать аттестационный экзамен юноше не удалось, и он устроился на три года к отцу на фирму, которая занималась продажей сельскохозяйственной техники и инвентаря. В молодые годы Оскар вел беззаботный образ жизни и увлекался мотогонками.
Именно в это беззаботное время Шиндлер познакомился со своей будущей женой Эмилией.
Они поженились 6 марта 1928 года. В качестве приданого Оскар Шиндлер получил от своего тестя 100 тысяч крон, которые составляли по тем временам весьма приличную сумму.
В своих воспоминаниях, названных "Я, Эмилия Шиндлер", вдова рассказала, что на эти средства ее муж купил роскошный автомобиль, а оставшиеся деньги растранжирил.
Новая жизнь для Оскара Шиндлера началась в 1935 году, когда он вступил в Судетонемецкую партию, которую в конце ХХ века все называли не иначе как гитлеровской пятой колонной и ратовала за раздел Чехословакии и ее присоединения к Германии.
Когда в 1938 году Судеты вошли в состав Германии Шиндлер сразу же вступил в ряды Национал-социалистической немецкой рабочей партии и уже к началу Второй мировой войны числился владельцем завода по изготовлению эмалированной посуды в Кракове, который переоборудовал в завод по производству оружия.
Он хорошо просчитывал свои действия с помощью бухгалтера польского еврея Исаака Штерна – и накапливал капитал. Небольшое предприятие в Заблоче на окраине Кракова начало поставлять кухонную посуду немецкой армии и стало разрастаться не по дням, а по часам.
По истечении трех месяцев на производстве уже были заняты 250 польских рабочих, в том числе семь евреев. А к концу 1942-го предприятие превратилось в гигантский завод по производству эмалированной посуды и амуниции для немецкой армии, с территорией в 45 000 квадратных метров, на котором работало 800 человек. 370 из них были евреями из Краковского гетто, существовавшего с начала оккупации города
Фабрика дает ему возможность сказочно разбогатеть, она становится любимым детищем Шиндлера. Наем на фабрику евреев отчасти связан дешевизной еврейской рабочей силы.
Любитель наслаждений и игрок по натуре, Шиндлер вел распутный образ жизни - устраивал шумные застолья, пьянствовал с высокопоставленными эсэсовскими чиновниками и волочился за красивыми польскими женщинами. Казалось, он такой же как и все немцы – должностные лица оккупационной администрации и их сотрудники. Единственное, что отличало его от других, - это гуманное отношение к своим рабочим, особенно к евреям
Столкнувшись лицом к лицу с чудовищной машиной уничтожения евреев, Шиндлер, сначала испытывая понятные чувства удачливого работодателя, которому мешают нормально управлять персоналом, затем, проникнувшись человеческим состраданием, помогает не только своим работникам избежать смерти, но и трудоустраивает их близких, создав липовую картотеку, в которой числились рабочими старики, дети.
Отправляясь в Освенцим, чтобы вызволить оттуда хотя бы несколько малышей, Шиндлер заручался «заключением специалистов» по поводу особых способностей подростков сортировать гильзы калибра 45 миллиметров.
В январе 1943 года в Варшаву нагрянул рейхсфюрер СС Гиммлер, вознамерившись, раз и навсегда разобраться с черным рынком рабочей силы. Он обнаружил, что 24 тысячи евреев, зарегистрированных как оружейники, фактически ими не являлись. А значит, подлежали уничтожению.
За Варшавой последовали проверки в Люблине и Кракове. На шиндлеровский завод нагрянули эсэсовцы из полевой жандармерии.
Бывший служащий завода Иосиф Бау свидетельствует: «Шиндлеру было хорошо известно, что нацисты начали плановое истребление евреев. Иногда он шел на немыслимый риск. Как-то уже в конце войны на завод прибыл отряд эсэсовцев, и их командир приказал нам копать ямы во дворе. Это были могилы для нас… Тогда Шиндлер принес мне ящик с вином и приказал выставить его солдатам. Стороживший нас охранник вскоре заснул. Оказывается, Шиндлер подложил туда снотворное! Тем временем все попрятались…»
Через четыре дня после визита Гиммлера в Варшавском гетто вспыхнуло восстание. Подпольное движение Сопротивления забросило сюда оружие. Сражение продолжалось 33 дня.
При поддержке танков батальоны Ваффен-СС под командой группенфюрера Штропа превратили гетто в дымящиеся руины. В подвалы и канализационные ходы пустили отравляющий газ. Немногих оставшихся в живых повстанцев отправили в концлагерь в Треблинке. Берлин требовал ускорить «окончательное решение». Но наступление советских войск существенно осложнило положение оккупантов.
Берлинские власти потребовали от Шиндлера полностью перевести завод на военные рельсы и увеличить производство боеприпасов. Тогда-то он и выложил на стол свой ставший знаменитым список: якобы без этих людей увеличить производство снарядов было невозможно
Эмилия стала помогать Оскару в его делах хотя бы потому, что хотела быть с ним. Ее помощь была и необходимой, и ощутимой. Нужно было доставать медикаменты, подкармливать шатающихся от голода рабочих и решать проблемы, которые для самих рабочих были непосильны.
Например, как вспоминает Эмилия, один из рабочих разбил очки и ничего не видел, а значит, не мог работать. Стань это известно в концлагере — и дорога для него была бы одна — в крематорий. Эмилия раздобыла для него очки. И все это нужно было делать тайком, чтобы ни у кого не вызвать подозрений
Эмилия и Оскар никогда не говорили о том, что нужно спасти этих людей, которых ждет неминуемая гибель. Они просто делали то, что было возможно в этой ситуации, хотя понимали, чем это грозит.
Но чтобы обезопасить себя от подозрений, Шиндлер дружил с теми, кто в любой момент мог отправить его в газовую камеру вместе с его рабочими-евреями.
Их приводили из концентрационного лагеря Плашов, расположенного неподалеку. Его комендантом был Амон Гет, игравший классику на рояле и известный своей необъяснимой жестокостью по отношению к евреям.
Все, что показано о нем в фильме Спилберга, — не просто сюжетный ход. Он на самом деле упражнялся в стрельбе по живым «мишеням». Вывести его из себя могла любая мелочь, что зачастую стоило жизни кому-либо из подвернувшихся под руку узников.
Но деньги, бриллианты, золото он любил. Не брезговал и подачками в виде коньяка, икры и водки. Так Оскар Шиндлер рассчитывался с ним за рабочих-евреев для своей фабрики
И не только с ним. В доме Шиндлеров часто бывали гости — высшие чины СС. Всегда много пили. И Оскар, ранее не увлекавшийся алкоголем, тоже. Но, даже выпивая много, никогда не терял рассудка.
В тот осенний вечер 1944 года Оскар был особенно грустным: Гёт сообщил, что концлагерь Платов закрывается, и все евреи будут отправлены в Освенцим, что означало для них верную смерть. Как вырвать их из лап Гёта?
Это был их семейный совет. Ведь мало было заплатить Гёту за рабочих-евреев
Нужно было еще получить разрешение местных властей. К бургомистру пошла Эмилия. К счастью, он оказался знакомым — преподавал когда-то в городке, где она жила.
Разрешение было получено.
Они пили коньяк, празднуя свою победу. Списки рабочих-евреев, которых Шиндлер забирал на свою фабрику, составляли вместе: 799 мужчин и 299 женщин.
Позже было подсчитано, что Шиндлеру спасение евреев обошлось в 2,6 млн. рейхсмарок…
Одним из особенно выдающихся поступков Оскара и Эмили Шиндлер было освобождение 120 мужчин-евреев из концлагеря Голешов, филиала Аушвица. Мужчины работали там на карьерной установке, принадлежащей руководимой СС компании «Немецкие земляные и каменные работы».
В январе 1945 года, с приближением русского фронта, рабочих эвакуировали из Голешова на запад, в опечатанных вагонах для скота, без еды и питья. Через неделю долгого изнурительного пути эсэсовские охранники поставили два вагона с человеческим грузом у ворот Брюннлица. Эмили Шиндлер едва успела остановить коменданта лагеря, который намеревался отправить вагоны назад. Самому Шиндлеру, спешно вернувшемуся в лагерь из поездки, с большим трудом удалось убедить коменданта в том, что ему для работы жизненно необходимы люди, запертые в вагонах.
Когда вагоны открыли, их глазам открылось ужасное зрелище. Шиндлеры взяли на себя уход за 107 выжившими, страшно истощенными людьми, с обмороженными конечностями: они организовали медицинскую помощь и постепенно все больные вернулись к жизни
Шиндлер также уговорил нацистского коменданта не сжигать трупы замерзших на смерть людей, но похоронить их по еврейскому обряду на земельном участке, прилегающем к католическому кладбищу, специально купленном им для этой цели.
К городу приближались советские войска, жена предлагала Шиндлеру бежать, но он снова не захотел бросить своих подопечных. А ведь его вполне могла ждать судьба Амона Гёта, повешенного после войны в Плашове — многие видели, как он дружески общается с эсэсовцами. К счастью, солдаты не стали проверять у него документы (но забрали часы), а русская повариха, работавшая у него на кухне, объяснила, что это «хороший немец». Скоро он, выставив на стол припрятанный шнапс, пил с советскими офицерами за здоровье Сталина.
Без дома, без денег, без документов, без надежды они прожили несколько месяцев, пока Оскар не встретил одного из своих бывших рабочих. Он и помог получить паспорта для выезда в Швейцарию.
Там Шиндлера каким-то невероятным образом разыскал представитель организации «Джойнт», оказывавшей помощь евреям, доктор Седлачек, который знал правду о его фабрике
Седлачек стал посылать Шиндлерам продуктовые наборы, и это помогло им выжить. Эмилия была тут еще раз счастлива с Оскаром, мечтала о будущем. Она забеременела, но ребенка не выносила. Пришлось делать операцию, после которой детей иметь она уже не могла. Когда она пришла в себя после наркоза, то увидела улыбающееся лицо Оскара.
В 1949 г. он предложил уехать в Аргентину, где, говорили, можно было неплохо устроиться.
До Аргентины они добирались в каюте третьего класса почти месяц. Буэнос-Айрес встретил их теплом и солнцем, и Эмилии это показалось хорошим знаком, даже несмотря на то, что они не знали испанского, у них не было дома, не было ничего. Но Оскар очень быстро установил связь с еврейской общиной, и вскоре им предложили переехать в пригород аргентинской столицы, в дом с участком. Эмилии было не привыкать: она выросла в деревне.
Городок Сан-Висента показался Оскару слишком тесным и, оставив жену, он перебрался в Буэнос-Айрес. Через несколько лет германское правительство выплатило ему 100 000 марок за утраченную собственность, но Оскар почему-то не сумел распорядиться деньгами, и след его надолго потерялся
В 1958 году Оскар вернулся в ФРГ оставив жену в южноамериканской стране. Денег он ей практически не присылал, притом что своей очередной возлюбленной оставил немало драгоценностей. После письма, в котором он пожаловался Эмилии, что в последнее время начал полнеть от хорошего вина и омаров, она бросала его послания в огонь, не вскрывая.
В то время она жила тем, что продавала молоко от своих коров. За кормом для них Эмилия каждое утро ходила за пятнадцать километров на усадьбу, принадлежавшую президенту Перону.
Эмилия узнала о смерти Оскара, только когда её в 1993-м пригласили на съемки финала фильма в Иерусалиме, и три сотни выживших узников бросились к ней с криком: «Мама!».
Один из спасенных Шиндлером евреев, Польдек Пффеферберг, эмигрировавший в Штаты и взявший там имя Леопольда Пейджа, дал обещание Шиндлеру рассказать всему миру о спасении им сотен евреев. В 1950 году он обосновался в Лос Анджелесе, открыв кожгалантерейную мастерскую-магазин в Беверли Хиллз. Клиентами его мастерской были писатели, продюсеры, агенты. И каждому из них Польдек Пфефферберг рассказывал об Оскаре Шиндлере, надеясь, что его рассказ превратится в книгу или фильм.
В 1980 году австралийский писатель Томас Кинелли посетил в Италии фестиваль австралийского кино. Он должен был возвращаться в Австралию через Сингапур, но издатель пригласил его в США.
Будучи в Лос Анджелесе, Киннели случайно забрел в мастерскую-магазин Пфефферберга. Через 20 минут общения выяснилось, что Кинелли писатель. Пфефферберг тут же стал рассказывать ему о Шиндлере, показывая имеющиеся у него материалы. Кинелли заинтересовался этой историей.
После того, как Кинелли решил написать книгу, Пфефферберг стал его консультантом. Свой роман Кинелли озаглавил: «Ковчег Шиндлера», отчасти благодаря Пффефербергу, сравнивавшему Шиндлера с Ноем.
В 1982 году Кинелли за свою книгу о Шиндлере получил букеровскую премию. Именно этот роман, а также события, имевшие место в годы войны в оккупированном Кракове, стали основой фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера»
Фильм Спилберга получил 7 наград Американской киноакадемии «Оскар», в том числе награду в номинации «Лучший фильм», а исполнитель роли Шиндлера Лиам Нисон был номинирован на лучшего актёра
По некоторым сведениям, после отъезда из Аргентины Оскар Шиндлер проживал в семье одного врача. Правительство ФРГ с начала 60-х годов платило ему небольшую пенсию. В помощь ему в Израиле был создан Фонд спасенных Шиндлером, на средства которого он в основном и жил.
В 1967 г. он был удостоен награды Яд ва-Шем и был назван одним из тех людей, кто достоин носить имя «Праведник Мира».
9 октября 1974 года в возрасте 66 лет Шиндлер скончался в городе Хильдесхайме. Причиной смерти послужило онкологическое заболевание.
После его смерти скорбящие евреи перевезли его прах в Израиль и похоронили на католическом кладбище на горе Сион в Иерусалиме. Надпись на его надгробье гласит: «Незабвенному спасителю от 1 200 гонимых евреев».
Если спускаться с горы Сион, то у зала Холокоста, музея о евреях, уничтоженных в фашисткой Германии, надо повернуть налево. В конце тропинки будет кладбище, где и похоронен Оскар Шиндлер. Его могилу легко узнать, там всегда много камней.
Шиндлер спас от смерти 1200 человек. Большинство из них уже там же, где и он,но живут на свете 6000 потомков этих спасенных.
И вот «евреи Шиндлеров» — так они сами себя называют — считают, что Оскар Шидлер спас 6000 человек
P.S.
Прошло много лет, пока вышел на экраны фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера». О Эмилии Шиндлер, никто не говорил, потому что о ней мало кто знал. Ведь даже в свидетельстве о смерти ее мужа было записано, что его семейное положение неизвестно, хотя они и не разводились.
Вспомнили и Спилберг прислал ей любезное приглашение приехать на съемки части фильма о выживших, спасенных Шиндлером, как… одну из них.
Она поначалу отказалась, но потом все-таки поехала...
…Тогда, в Иерусалиме, Эмилия стояла у могилы Оскара, мысленно разговаривая с ним. Она написала об этом так: «Я ничего не могу тебе сказать, так как я не знаю, почему ты оставил меня. Смерть — лучший судья, она рассудит. Но мы еще женаты и я тебе прощаю, все прощаю».
До сегодняшнего дня обнаружено 5 списков, из них один находится в американском Музее холокоста, один — в федеральном архиве Германии в Кобленце, два — израильском музее-памятнике жертвам Холокоста "Яд ва-Шем" и один — в частных рука
Подписывайтесь на наш Яндекс DZEN-канал или следите за новостями на сайте «ИНФОРМЕР». Мы в социальных сетях:
ВКОНТАКТЕ | FACEBOOK | TWITTER | ОДНОКЛАССНИКИ